В России утверждена долгосрочная шкала индексации утильсбора до 2030 года на автомобильную и специализированную технику, сообщили в Минпромторге. Пока повышение утильсбора не коснется автомобилей, уже ввезенных для личного пользования с объемом двигателя до 3 литров. Основное условие - не продавать машину в течение года, в противном случае утильсбор придется заплатить по новым требованиям.
Для коммерческого ввоза автомобилей ставку повысят на 70-85% уже с 1 октября, а далее до 2030 года будут ежегодно поднимать на 10—20%. То есть если автомобиль ввозит юрлицо (автосалон, к примеру), то для них эти изменения релевантны. А также если ввозит физлицо на продажу, то есть так называемые «перекупы».
Эксперты рассказали, как индексация утильсбора отразится на стоимости автомобилей в России.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarket:
«70-85% индексации - это значительный рост. Это серьезно повлияет на стоимость автомобилей, как отечественных, так и импортных. Последствия я вижу следующие. Во-первых, повышение цен. Во-вторых,подорожание может привести к снижению спроса на автомобили, особенно в сегменте бюджетных машин, и к падению продаж. Автопроизводители, которые смогут предложить более доступные модели, получат преимущество. Между тем повышенный утильсбор на импортные машины может дать импульс развитию отечественного автопрома.
Индексация утильсбора может оказаться неэффективной в борьбе с инфляцией. В то же время прогноз автодилеров, что уже к 2030 году автомобиль станет роскошью для большинства россиян, чрезмерно пессимистичен. Уровеньжизни в стране может измениться к тому моменту. Но цены на иномарки вырастут точно, так как импортные автомобили будут дороже для дилеров из-за роста утильсбора».
Анастасия Чумак, соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия»: «Это существенный размер индексации, который приведет к значительному подорожанию автомобилей на внутреннем рынке. В среднем, к концу года, автомобили подорожают на 30%. И это можно считать консенсус-прогнозом всех автоэкспертов. Чтобы понять масштабы, можно взглянуть на расчет утильсбора малолитражек (1-2 литра). Размер утильсбора после 1 октября вырастет с 306 до 556 тыс. руб. В 2030 году он уже составит 1 млн 172 тыс. руб. И чем больше двигатель, тем больше придется платить.Например, авто 2-3 литра ждет повышение с 1 млн 279 тыс. до 2 млн 366 тыс. руб. Пока увеличение утильсбора не затрагивает электромобили и гибриды. Оно наступит с 1 января 2025 года и станет еще более существенным. Коэффициент вырастет с 1,63 до 33,4, то есть в 20,5 раз. Вместо нынешних 33 тысяч за новый (или б/у до трех лет) электромобиль/последовательный гибрид придется уплатить 667 тысяч рублей. За экземпляр старше трех лет — 1 млн 174 тыс. вместо 122 тыс. руб. Поэтому купить легковую машину станет дороже. Для некоторых это станет невозможно. Цены на такси и каршеринг вырастут. Многие говорят о 5-7%, но можно ожидать и более существенный рост. Подорожают перевозки. А это приведет к удорожанию практически всего».
Иван Самойленко, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency: «Индексация утильсбора будет фактором дальнейшего роста цен на машины в течение нескольких лет. Удорожание автомобилей в России однозначно будет причиной роста инфляции, т.к. цена машин имеет ощутимую долю в этом показателе. Логика правительства, которое приняло решение об индексации утильсбора, также понятна: это приведет к увеличению доходов бюджета (примерно на 400 млрд рублей в год) и даст толчок развитию отечественного автопрома и локализации в РФ иностранных производств. Между тем автомобиль уже стал роскошью для многих россиян. В последние два года цены на автомобили, в том числе на вторичном рынке, выросли практически в два раза. Кредит при текущем уровне ставок больше 20% годовых мало кто себе может позволить. В дальнейшем стоимость авто будет только расти по ряду причин, не только из-за утильсбора. А реальные зарплаты не успевают за этой динамикой. Поэтому многие россияне предпочитают отложить покупку нового авто и продолжать пользоваться той машиной, которая у них есть. Подтверждением этого служит рост возраста автопарка в России: больше половины машин в стране – автомобили старше 10-12 лет».