В правилах пользования сервисами проката электросамокатов в Москве появились новые, устрашающие цифры штрафов за пользование СИМ несовершеннолетними. С 1 сентября штраф за это составляет 100 тысяч рублей — его будут не автоматически списывать с карты пользователя, передавшего управление подростку до 16 лет, а взыскивать в претензионном порядке, отметили представители одного из шерингов. Такое нарушение фиксируется фотовидеосъемкой и пешими инспекторами в городе, которые начали появляться у операторов этого вида услуг в этом году.
Пока что штрафы повысили только в Москве — этому предшествовало соответствующее предложение московского Дептранса, озвученное в начале августа. До 1 сентября передача управления электросамокатом несовершеннолетнему «стоила» ровно на порядок дешевле — 10 тысяч рублей, если речь идет о подростках до 14 лет, и блокировка учетной записи, если речь о детках постарше (14 — 18 лет). Вполне возможно, что инициатива, если она будет признана результативной, распространится и на другие города.
Только в одном из трех операторов кикшеринга в Москве с начала года заблокировано около 7000 учетных записей, которыми пользовались несовершеннолетние — некоторые были выявлены по видеофиксации, другие «вычислены» анализом профилей пользователей. С одной стороны, это немало, с другой — учитывая, что ежедневно на самокатах этого же оператора совершается около 150 тысяч поездок, процент таких случаев невелик.
Озабоченность властей нарушениями правил пользования СИМ легко понять: пока что статистика аварийности, травм и смертности в ДТП с участием электросамокатчиков неутешительна. Так, в 2023 году по всей России произошло около 3100 таких ДТП, в них погибли 43 человека. Для сравнения, годом ранее таких аварий фиксировалось менее 1000.
В результате, поскольку стало очевидно, что регламентация движения СИМ, введенная в начале 2023 года, не решила проблему, эксперты и парламентарии начали предлагать более суровые меры, вплоть до запрета движения электросамокатов в населенных пунктах. Понимая, что существование их бизнеса таким образом оказывается под угрозой, операторы кикшеринга сами пытаются навести порядок: в частности, все соответствующие компании уже научились распознавать езду вдвоем, которая является нарушением. Это делается при помощи специального анализа телеметрии самоката. И некоторые операторы увеличивают ответственность в сравнении с государственными штрафами, прописанными в КоАП – например, с 800 рублей за езду вдвоем до 5-10 тысяч рублей.
– Анализируется вес на платформе – характерен он для одного или нескольких человек — и колебания, связанные с наступанием на нее, – отметил Александр Беккер, мастер по ремонту электровелосипедов и электросамокатов. – Такие системы уже стоят у всех операторов.
Представитель еще одного оператора кикшеринга, действующего в Москве, пояснил, что пешие инспекторы фиксируют номер самоката, на котором заметили предположительно несовершеннолетнего, точное время и место встречи и направляют «тикет» в базу данных оператора – там специальные контролеры разбирают эти заявки и наказывают пользователя, если подтвердилось, что за рулем был ребенок.
– Настоящие штрафы, как административные взыскания, теоретически нельзя накладывать на детей возрастом до 16 лет, – поясняет юрист Алексей Голубев. – За административные правонарушения детей с 14 до 16 лет отвечают их родители или законные представители. Но операторы кикшеринга поступили остроумно: самих подростков никто не останавливает, зато штрафы (как «государственные», по КоАП, так и «коммерческие», от операторов) налагаются на владельцев учетной записи. Ведь они-то совершенно точно люди совершеннолетние, по условиям договора.
И если операторы кикшеринга (как и каршеринга, кстати, – подростки, увы, иногда любят «развлечься» и на нем, хотя это нелегально и смертельно опасно) могут выписывать «коммерческие» штрафы легко и быстро, то в некоторых других случаях «задать ума» хулиганящим подросткам оказывается сложнее, рассказал юрист. Так, одной из самых проблемных областей здесь оказался так называемый зацепинг – смертельно опасная езда на крышах вагонов и тому подобных местах подвижного состава.
– Зацеперам обычно грозит лишь ст. 11.1 КоАП РФ за «действия, угрожающие безопасности движения», – отметил Голубев. – Доказать состав «повреждения имущества» на транспорте, намного более тяжелый, почти невозможно. А штраф по 11.1 – не так уж велик по нынешним временам, до 5 тысяч рублей. Есть, правда, и уголовные наказания – ст. 213 УК РФ «Хулиганство» или, если украдено или повреждено какое-то имущество, соответствующие составы. Но проблема в том, что за хулиганство уголовная ответственность наступает с 16 лет и на родителей, как административная, она не распространяется.
Именно поэтому, резюмирует юрист, подростковые «забавы» такого рода пресекать достаточно трудно: штрафы подростков пугают редко, родительская «порка по субботам» давно вышла из моды… А уголовная ответственность начинает «маячить» лишь в 16 лет. Вот и получается, что следующим шагом – если не подействуют драконовские «коммерческие» штрафы от сервисов – может стать понижение планки уголовной ответственности. Что возвратит нас в достаточно печальные реалии середины ХХ века. Так что лучше, конечно, чтобы штрафы все-таки подействовали.