Хорошо тем, кто имеет двор со шлагбаумом и в нем так или иначе гарантированное место. Ну, а те, кто такой роскоши лишены, рассматривают другие варианты.
Первый из них — просто взять и арендовать (либо, если есть свободные деньги в таких масштабах, приобрести) машиноместо в защищенном от сноса комплексе. Варианты следующие: подземный паркинг жилого комплекса или коммерческого здания, многоэтажный паркинг советского образца либо «народный гараж» 2000-х.
Сначала о собственности: цена машиноместа в жилом комплексе начинается от 1,5 млн рублей и доходит до нескольких десятков миллионов, если речь о центре города. Многоэтажные паркинги и «народные гаражи», если далеко от метро и на окраине, начинаются от 1 млн рублей — еще год назад можно было приобрести вариант и за 700 — 800 тысяч, но времена меняются. Приобрести в собственность машиноместо в торговом или, тем более, офисном комплексе практически нереально — есть только варианты аренды.
Снимать, а не купить — это выбор многих, кто не может вынуть из кармана пару миллионов единовременно (тем более, что часто машиноместа имеют не слишком прозрачные документы о собственности, а ипотеку на них дают крайне неохотно). Психологическим порогом еще недавно была цифра в 5000 рублей в месяц (для спального района). Эта цена держалась едва ли не пару десятилетий — но по объективным причинам стронулась и она: многие арендодатели, видя взрыв спроса, повысили цены до 7 — 8 тысяч рублей в месяц за место. Зато машиноместо может находиться в удобной локации: соседний жилой комплекс (его, к примеру, сдает в субаренду кто-то из собственников) или торговый центр в двух шагах от дома. Правда, в самых востребованных из них может не найтись свободного места для «резидентов» - придется встать в лист ожидания.
- Наш клуб ретроавтомобилей арендовал целый этаж в многоярусном паркинге в пределах МКАД, платили недорого, поскольку у них была нехватка клиентов, - рассказал «МК» москвич Игорь К. - Однако в марте этого года у них вырос спрос, и с нас попросили сразу в полтора раза больше — пришлось спешно искать другой паркинг, уже за пределами МКАД, и переезжать туда в течение двух месяцев.
Положительная сторона аренды — то, что в случае, если паркинг вдруг сносят (а несколько таких случаев уже было), размер компенсаций и потеря капиталов — не ваша проблема, вам придется «всего лишь» пристроить заново автомобиль. Возможно, уже за пределы города.
Купить или снять классический гараж или место в паркинге в Московской области — там, куда удобно доехать на электричке — следующая по популярности мысль автовладельцев (которым машина нужна, допустим, для путешествий или как коллекционный объект). Здесь цены пониже — 3 — 5 тысяч рублей в месяц, а если говорить о покупке, то можно найти и дешевле 500 тысяч рублей. Правда, нужно понимать важную вещь: в Подмосковье также идет усиленная урбанизация, и массивы плоскостных гаражей в таких местах, как Дмитров, Чехов, Талдом, Бронницы — обречены и здесь.
- Посоветовал бы снимать, благо за пределами Москвы это можно делать без каких-либо формальностей, - говорит юрист Алексей Голубев. - Охраны чаще всего в таких ГСК нет, как фактически нет и ограничений на занятия. Можно использовать такие гаражи под сервисы, под склады запчастей — как это было раньше и в Москве. Но вот покупать плоскостные гаражи в кооперативах я не советовал бы нигде — как и в столице, они крайне мутно оформлены, нет правоустанавливающих документов на землю. Сейчас идут массовые суды по компенсациям за гаражи в зоне отвода железных дорог — их сносят при прокладывании дополнительных путей или реконструкции вокзалов. Так что эти гаражи я бы не мог назвать защищенными от сноса.
Если говорить о вложении денег в собственный гараж — похоже, единственным действительно защищенным способом это сделать является приобретение дома в частном секторе или хотя бы дачи в СНТ. Оборудовать гараж на собственном участке — это де-факто единственный путь обезопаситься от изъятия земли и непродления договора аренды. Впрочем, иногда бывает, что и кварталы дач и частного сектора «попадают под раздачу» - но это уже другая история.