Если законопроект пройдет следующие этапы утверждения — Совет Федерации и подпись президента, — он вступит в силу 1 сентября 2024 года. Своего краткого названия будущий закон не имеет — это пакет поправок к целому ряду федеральных нормативных актов. Он будет применяться вместо изданных ранее рекомендаций Минтранса и ГОСТов, относившихся к сфере видеофиксации.
Список мест, где можно устанавливать камеры, с одной стороны, вполне конкретный, с другой — существуют традиционно расширительные толкования. Где точно можно монтировать видеофиксацию и собирать штрафы? На дорогах с выделенными полосами для общественного транспорта. На аварийно-опасных участках дорог (где за год произошло три однотипных ДТП с пострадавшими или пять разнотипных). На пешеходных переходах и перекрестках. В местах, где запрещена остановка или стоянка.
Это были четко определенные места (хотя применительно к Москве, пожалуй, указанные критерии означают «почти везде»). Но есть и несколько более интересных. Камеры разрешено ставить в местах производства дорожных работ — где чаще всего введено временное, но значительное ограничение скорости. А также — в «местах, определенных ГИБДД». Сюда, согласно комментариям авторов проекта, относятся случаи, когда камеру поставить нужно, а в вышеупомянутый список данное место никак не вписывается. Скажем, ДТП с пострадавшими здесь не происходит, а вот без них — много.
— Для нас новость не грустная и не радостная, никакая, — пояснил корреспонденту «МК» офицер ДПС, работающий в Дмитровском районе Подмосковья. — Камеры фактически могут быть установлены где угодно, но процесс замены патрульных экипажей и постов на системы автофиксации продолжается.
Напомним, за автофиксацию нарушений в России отвечает чаще всего не ГИБДД — для этого существуют государственные (как МАДИ в Москве) и концессионные «субподрядчики». Эти организации имеют региональное подчинение, а штрафы пополняют региональные бюджеты.
Возможно, именно с этим связаны установленные новым федеральным законом ограничения на установку откровенных «ловушек»: так, оговорено минимальное расстояние от предупреждающей таблички до камеры. В населенных пунктах это 100 м, на трассе — от 150 до 300 м. «Причина очень простая: много ДТП происходит как раз оттого, что водитель видит табличку, камеру перед собой и резко тормозит, чтобы не попасть на штраф», — пояснил офицер подмосковной ДПС.
С похожим отрицательным явлением — резким торможением грузовиков перед пунктами весового контроля — решили бороться прямо противоположным методом: эти самые пункты стали одним из мест «узаконенного» размещения камер. Напомним, недавно Минтранс обратил внимание на распространенную уловку водителей большегрузов: перед весовым контролем они резко тормозят, разгружая таким образом перегруженные задние оси. Это также провоцирует аварии.
— Правильно, это противоположная логика: таблички служат предупреждением и дают снижение скорости, а для обхода весового контроля фуры в любом случае тормозят очень резко, — прокомментировал сотрудник ДПС Подмосковья. — Поэтому здесь смягчить эффект никак не получится, зато мы будем знать водителей, которые так себя ведут, и штрафовать за создание аварийной ситуации.
Кроме того, федеральный закон устанавливает, что сведения о камерах обязательно передаются в реестр МВД, а также публикуются в Интернете. Мотивировка этого также понятна: официально камеры фиксации считаются инструментами предотвращения нарушений ПДД. А значит, если водитель знает, что впереди камера, он снизит скорость или откажется от какого-то другого рискованного маневра.
До 1 сентября следующего года камеры, установленные не по этому закону, должны быть демонтированы. А передвижные комплексы будет необходимо убирать, если причина их размещения (ремонт или, скажем, аварийность) исчезнет. Правда, знаки ремонтных работ на протяжении многих километров, бывает, забывают на многие недели после завершения ремонта. А представить, что дислокацию камеры ГИБДД не сможет обосновать, — затруднительно. Так что, пожалуй, ситуация для водителей в этой области почти не изменилась.