У приложений пяти упомянутых недружественных брендов для россиян исчезли несколько важных функций. В частности, недоступны дистанционный запуск двигателя, информация об остатке топлива в баке. Кроме того, закрыта возможность обновления программного обеспечения. Впрочем, последняя новость может скорее оказаться позитивной, говорят некоторые специалисты.
— Отсутствие обновлений сейчас благо, а не зло, куда хуже были бы принудительные обновления софта, — заявил «МК» сотрудник дилерского центра, специализирующегося на немецких премиум-марках. — Старые версии, выпущенные в мирное время, намного спокойнее использовать.
Собеседник «МК» рассказал также, что возможная уязвимость современных иномарок в связи с их интернетизацией была осознана в России еще несколько лет назад. Так, представители государственных гаражей с середины 2010-х, говорит специалист дилера, проводили на своих автомобилях некоторые манипуляции, связанные с запретом удаленного доступа производителя к машинам.
— Но дилеры к этому никакого отношения не имеют, это проводят сами сотрудники гаражей, — добавил эксперт. — Наша задача только поддерживать гарантию, не обращая внимания на это вмешательство.
Кстати, немецкий «премиум» стал первой ласточкой применительно к подобного рода санкциям: в апреле владельцам российских мерседесов прислали уведомления о прекращении работы приложения me ID. С помощью этого ПО автомобилисты могли проделывать не только уже упомянутые вещи (дистанционно запускать двигатель, смотреть температуру, остаток топлива и другие параметры), но и, например, дистанционно парковаться, находясь вне автомобиля. Все это — для машин, выпущенных в 2018 году и позднее.
— Теоретически развитие технологий может привести к тому, что автомобиль может быть удаленно полностью «окирпичен», то есть потерять возможность передвигаться, — отмечает эксперт по подбору подержанных авто Алексей Островский. — Если мыслить апокалиптически, то последние модели автомобилей с функциями подруливания, отслеживания полосы и дистанционной парковки в теории могут по команде из «центра» изменить направление движения — прямо в столб или на встречную полосу. Но пока что это по ряду причин все-таки невозможно.
По словам специалиста, основная причина — юридическая. Ни один автопроизводитель не готов блокировать или выводить из-под контроля водителя автомобили, поскольку дорожит своей репутацией и не хочет оказаться производителем «машин-убийц». Ведь даже остановка автомобиля в произвольном месте (например, посреди трассы) чревата серьезной аварией. И виновником в глазах любого суда будет именно производитель.
— Функции дистанционного глушения автомобиля есть в некоторых охранных системах, однако они тоже внедрены с ограничениями, — рассказал Островский. — Например, блокировка руля или тормозов невозможна, иными словами, должна сохраняться возможность покинуть проезжую часть. И в любом случае — это не официальный сервис автомобиля, а внешняя охранная система, это важно.
Тем не менее без привычных элементов комфорта (скажем, многие уже привыкли прогревать автомобиль зимой, не выходя из дома) водителям придется несладко. Но базовый функционал машины, похоже, страдать все-таки не будет. Другое дело — хакерская атака: еще в середине 2010-х годов одна из израильских компаний, специализирующихся на информационной безопасности, продемонстрировала успешный взлом интернетизированного авто, дистанционно заглушив двигатель.
— Современные автомобили с глубоко интегрированными во многие системы элементами Интернета в теории могут иметь уязвимости на уровне внешних портов передачи данных, — рассуждает Сергей Наливко, специалист по установке охранных систем. — Это может быть Bluetooth-соединение, WiFi и обычный USB-порт. В штатном режиме эти интерфейсы используют прежде всего для сопряжения мультимедийки автомобиля со смартфонами водителя и пассажиров, но есть еще и сервисный режим, в котором можно обновить, в том числе «по воздуху», прошивку блока управления двигателем, перекалибровать бортовой компьютер и так далее. Там же можно «прописывать» или, наоборот, блокировать в системе периферийные устройства.
Как напомнил собеседник «МК», уже около 20 лет большинство современных автомобилей используют интегральные шины питания и передачи данных (так называемые CAN-шины), которые обеспечивают все сервисные функции при условии «прописывания», регистрации каждого устройства в центральном процессоре. Именно такая архитектура дает возможность обновлением ПО активировать и блокировать многие функции — это используют, в частности, для продажи подписки на функции автомобиля.
— Скорее всего, такие блокировки со временем научатся обходить, как обходят блокировки смартфонов, — предполагает эксперт. — И, может быть, в конечном итоге это окажется даже полезным — в России можно будет без всякой подписки разворачивать полный функционал автомобилей.