Если в Москве вызвать через приложение такси обычную машину для перевозки себя любимого — приедет, даже в эконом-классе, достаточно свежий экземпляр. Таковы правила агрегатора. А вот если нужно что-то перевезти по тарифу «Доставка» — может приехать настоящая автоэкзотика вроде 20-летнего микровэна для внутреннего японского рынка. Хотя чаще — потрепанные и ржавоватые «корейцы» узбекской или российской сборки.
— Купил дешево, за 30 тысяч, поработаю три месяца, потом сдам в металл, это получается выгодно, — рассказал Алмаз, работающий на этом тарифе уже два года. Дешевизна авто — одно из двух главных (наряду с отсутствием пассажиров и возможностью кататься с братом или приятелем вдвоем, с сигареткой и приятной беседой) преимуществ работы в доставке по сравнению с обычным такси, подтвердили и двое других шоферов, ездящих в таком режиме.
Действительно, чтобы возить людей на «свежей» (не старше 3-5 лет) иномарке, ее нужно взять в аренду — что резко снижает прибыль. А такие «одноразовые» машины по низу рынка хороши именно тем, что за них не нужно ничего платить в процессе. Купил — изъездил — отдал на разборку.
Требования к машинам, по словам курьеров, следующие: бюджет не дороже 60-70 тысяч рублей (в крайнем случае — до 100 тысяч, если автомобиль беспроблемный и без косметических недостатков), предпочтительно иномарка либо, в крайнем случае, ВАЗ не старше 20 лет. Никакого «ретро»: крутить гайки нынешние курьеры не любят и не очень умеют, машина должна бесперебойно проездить несколько месяцев.
На общеизвестных досках объявлений такие автомобили «уходят» в течение первого же часа после публикации, рассказал «МК» Александр Оленев, специалист по подбору подержанных машин. Но есть и онлайн-барахолки «для своих», в социальных сетях, где объявления публикуют порой не на русском, а на родном языке. И там таких автомобилей за 40-50-60 тысяч продается достаточно много.
«Продам «Дэу Нексиа» 2005 г. без оформления, СТС, ПТС уехали с хозяином на родину, с учета не скинет, только для доставки» — типичное объявление, опубликованное 12 июля и двумя днями позже уже удаленное за неактуальностью. Цена — 50 тысяч рублей. На фото — вишневый автомобиль с ржавой «бахромой» по низу дверей, сплошной тонировкой и литыми дисками.
— Ремонтировать такую машину до приличного состояния откровенно невыгодно, это обойдется, по самым грубым подсчетам, в 200-300 тысяч без кузовного ремонта, — оценивает владелец московского автосервиса Сурен Баблоян. — К нам иногда такие ребята приезжают, просят что-то экстренное сделать. Например, заварить глушитель: за громкий звук их тормозят гаишники. У меня мастер смотрит, говорит: вот гляди, у тебя от тормозного диска 3 мм осталось, он завтра может расколоться. Ничего не надо, говорит хозяин, я потом сделаю, и уезжает...
Как рассказали «МК» автокурьеры, инспекторы ДПС их иногда останавливают. Правоохранителей обычно интересуют их документы (законность пребывания в России, патент), наличие ОСАГО и тонировка. А вот принадлежность автомобиля и техническое состояние вызывает у полиции интерес куда реже: до этого просто не доходит дело, курьер «страдает по действующему тарифу» и едет по своим делам.