Российским городам грозит рост автовыхлопов: санкции понизят класс машин

Около «евронуля»

Российский автопром адаптируется к разорванным цепочкам снабжения — так, Минпромторг разрешил временно выпускать машины без ряда дефицитных импортных компонентов. В результате в автосалонах могут в теории появиться автомобили экологического класса «Евро-0». Вплоть до карбюраторных, на радость староверам. Означает ли это, что воздух в Москве и других крупных городах станет опасным для здоровья— выяснял «МК».

Около «евронуля»

В рамках антикризисного пакета решений для автопрома российским автозаводам разрешили в этом году выпускать и продавать на гражданском рынке машины без целого ряда систем, ставших обязательными для легковушек в 2000-х и 2010-х годах. Это каталитические нейтрализаторы и сложные разновидности электроники управления двигателями, это подушки безопасности и преднатяжители ремней, антиблокировочная система тормозов.

Отдельно стоит отметить, что одну из самых свежих новинок — «ЭРА-Глонасс», маячок геопозиционирования с тревожной кнопкой — сделали факультативной не полностью: допускается не устанавливать автоматический извещатель о ДТП (связанный как раз со срабатыванием подушек безопасности), а вот саму «следилку» ставить придется.

И если подушки безопасности касаются только экипажа данного автомобиля, то с катализаторами и экологичными системами впрыска все сложнее: «евронормы» влияют на воздух в городе как таковой. Так, по официальной статистике Департамента природопользования правительства Москвы, в 2020 году объем вредных выбросов в московском воздухе уменьшился на 600 тысяч тонн по сравнению с 2010 годом.

И решающую роль здесь, отмечают официальные экологи, сыграло именно повышение экокласса среднестатистического московского автомобиля. Если в 2010 году все вновь получающие ПТС автомобили в России должны были соответствовать стандарту Евро-3, то к началу 2020-х годов обязательным стал стандарт Евро-5. Значительно обновился парк автобусов, принудительно новыми стали такси, а устаревающий парк личного транспорта уходил в регионы либо вовсе на утилизацию.

Сейчас «неуклонный рост благосостояния», а с ним и обновление автопарка по современным эконормам остановились, по крайней мере временно. А в новостях мелькают пассажи о «вплоть до Евро-0»… Так что, снова начнем задыхаться?

— Машины «без еврокласса», если их действительно выпустят, пойдут в первую очередь в регионы, — предполагает Игорь Горяев, менеджер автосалона, торгующего отечественными авто. — По той информации, которая у нас есть, могут пойти «Нивы» с минимальной электроникой, «УАЗ» старого модельного ряда — эти машины для использования в Москве покупают редко, и вряд ли до этого дойдет. А никакой «классики» или «самар», конечно, уже не будет: восстановить снятые с производства модели невозможно.

В первую очередь «секвестру» сейчас подвергнутся мультимедийные системы и бортовые компьютеры, рассказал менеджер. В летних поставках автомобили уже будут, возможно, лишены преднатяжителей ремней безопасности и части подушек. Возможно также, что пойдут машины без АБС, но точной информации на этот счет пока нет. Что касается карбюраторных машин, то даже внедорожники останутся впрысковыми, уверен сотрудник салона.

— Карбюраторы продолжают выпускаться как запчасть для отечественных автомобилей старых моделей, но расширение производства не планируется, завод сосредоточится на развитии производства современной топливной аппаратуры, — сообщили «МК» на одном из двух оставшихся в России карбюраторных заводов.

— Карбюраторные машины, которые «совсем уж без евронорм», выпускаться, конечно, не будут, — рассуждает консультант по подержанным автомобилям Андрей Полушкин. — Для этого нет в первую очередь специалистов по наладке и сервису. А впрысковая аппаратура, пусть и примитивная, у нас выпускается и хорошо отработана. Есть и производители электронных блоков управления — но опять же примитивных. Так что нас может ждать откат к временам Евро-2, но не более того. Это не так страшно.

Однако воздух в Москве может стать — и уже становится — значительно грязнее по другим причинам, рассказал эксперт. Многие по документам вполне экологичные транспортные средства деградируют и становятся «грязными» из-за отсутствия должного ухода. «Убитый инжектор или дизель ничуть не лучше для атмосферы, чем карбюратор, — подчеркнул Полушкин. — Иногда можно видеть это невооруженным глазом, когда внешне приличный автомобиль едет с шлейфом черного дыма. Или по запаху, особенно на прогреве».

Владельцы не меняют элементы катализаторов — это дорого, экономят на бензине, заливая 92-й вместо более высокосортного, а главное — до последнего тянут с ремонтом топливной системы. В результате вполне «чистый» по своим параметрам агрегат начинает работать в аварийном режиме, когда ни о каких нормах выхлопов говорить уже не приходится.

— Уже сейчас есть проблема: в городе работает многотысячный парк развозных автомобилей старых моделей, техобслуживание которых фактически не ведется, — говорит эксперт. — Это микролитражки, поэтому пока что на чистоте воздуха это не очень отражается. Но если из-за отсутствия запчастей к ним прибавятся автобусы и грузовики, а так часто бывает, — мы все почувствуем запах новой жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28786 от 20 мая 2022

Заголовок в газете: Около «евронуля»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру