Экономика любой страны зависит от ритмичности перемещения грузов между ее заводами, магазинами, пунктами выдачи и т.д. Сырье доставляется на производство. Готовая продукция транспортируется в торговые сети. Персонал предприятий должен добираться до рабочих мест. Вот почему санкции в первую очередь ударили по коммерческому транспорту.
Продажи импортных грузовиков сократились по причине отсутствия «живых» машин у дилеров. А то, что еще есть в продаже, стоит запредельно дорого. Если рассматривать сегмент легкого коммерческого транспорта, то европейские аналоги ГАЗели стоят более четырех миллионов рублей. А ведь еще перед подорожанием, перевозчики укладывались в 2,8-3,3 млн руб. за тот же самый авто. Ждать, что в ближайшее время поставки техники из-за рубежа возобновятся, а цена снизится – наверно, не стоит, а также, что в обозримой перспективе оживут «вставшие» из-за отсутствия комплектующих совместные сборочные предприятия на территории РФ. А если это и произойдет, то, как долго будут дымить заводские трубы?… до введения очередного пакета санкций?
С сервисной поддержкой иномарок также беда. Цена на запчасти только за февраль-март по ряду востребованных позиций выросла на 50-70%. И при этом никто не гарантирует наличие нужной запчасти на складе, а значит, время ремонта (простоя) будет продолжительным. А это – убытки. Параллельный импорт, скорее всего, ситуацию быстро не исправит. Разрушенная логистика является проблемой для многих сфер бизнеса. Стоит ли удивляться тому, что стоимость владения импортными машинами увеличилась почти вдвое. За ТО импортного малотоннажника просят до 30 000 рублей. А цены на перевозки если и подросли, то точно не до того уровня, чтобы нивелировать затраты. Брать машины в аренду и избежать тем самым проблем с их обслуживанием? Увы, но и тут ждать чудес не приходится. Так, в упомянутом нами сегменте малотоннажников цена аренды выросла до 4500 руб. в сутки.
Придется приспосабливаться. Этому нас научили «лихие девяностые» и последующие за ними кризисы. При этом сегодня у перевозчиков есть мощный стимул – большая потребность в их услугах со стороны бизнеса. Для очень «гибкого» малого и среднего коммерческого транспорта настало время новых возможностей. Только как их реализовать в нынешних условиях? Покупать транспортные средства на вторичном рынке? Б/у грузовики тоже поднялись в цене, и на их приведение в рабочее состояние нужны немалые деньги – о запчастях и сервисе мы уже сказали выше.
И здесь можно вернуться к проверенному временем решению – покупать отечественные машины. За последние годы тот же ГАЗ совершил значительный прорыв с точки зрения качества, комфорта, безопасности выпускаемой техники – все на уровне сильно подорожавших, либо пропавших из продажи импортных аналогов. Есть и другие известные отечественные заводы, которые могут предложить малотоннажные автомобили для российского бизнеса. При этом нет проблем с обслуживанием и ремонтом. Большое количество сервисных центров и наличие запчастей минимизируют простои машин, упрощают планирование расходов без сильной зависимости от курса доллара и евро. Большинство комплектующих машин изготовлено в РФ из отечественного же сырья. Перевозчик может, как и прежде планировать затраты на обслуживание и ремонт техники.
Покупка нового коммерческого автомобиля выглядит сегодня разумным выходом из ситуации. Как и в любой кризис, работают различные госпрограммы поддержки бизнеса. Да и производители также готовы мотивировать покупателей привлекательными условиями приобретения техники программы выгодного лизинга, утилизации, трейд-ин. В частности, сегодня можно взять ГАЗель в лизинг с отсрочкой первого платежа аж на полгода.
То есть, получается, было бы желание работать, а техника для этого в России есть.