Десятки автопроизводителей, активно работавших на рынке РФ до начала российской спецоперации на Украине, объявили о приостановке своей деятельности в нашей стране. Практически все автосборочные предприятия либо остановились, либо испытывают колоссальные трудности с поставками комплектующих. На рынке автозапчастей уже наблюдается мощный рост цен, достигший по некоторым позициям уже двукратной величины. Все это происходит на фоне стремительного падения курса рубля.
В таких условиях Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, принявший участие в онлайн-конференции, считает, что сложившаяся ситуация, вызванная международным экономическим давлением на Россию, крайне тяжело отразится на автомобильной отрасли страны. Остановки производств, по его мнению, с одной стороны, приводят к проблемам. Но с другой, они же дают шанс отечественным автопроизводителям и компаниям из Китая заполнить рыночный вакуум, расширить тут свое присутствие.
Депутат также сообщил, что Госдума вместе с правительством России работает над пакетом мер, призванных поддержать отечественный бизнес и граждан в ухудшающихся из-за санкций условиях. И пообещал, что уже 4-го марта он будет принят сразу в трех чтениях. По мнению г-на Нилова, экономика РФ справится со свалившимися на нее трудностями и продолжит свое развитие.
Автоэксперт Сергей Асланян, со своей стороны, высказался в том духе, что российский автопром настолько зависим от импортных комплектующих, что даже такие предприятия как АвтоВАЗ или Ульяновский автозавод в принципе не смогут выпускать теперь машины. Поскольку для этого требуется бесперебойная поставка автоэлектроники, а ее к нам не станут импортировать по причине американских санкций. Он прогнозирует полный упадок отечественного автопрома, дефицит автозапчастей и расцвет угонов машин с целью их разбора на запчасти – для последующей реализации.
А основатель компании Fresh Auto, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Денис Мигаль считает, что в данный момент никто из игроков российского авторынка не в состоянии спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Это одна из причин, по которой они приостанавливают свои продажи в России.
По его мнению, даже при самом плохом сценарии, если ни поставлять в РФ из-за рубежа, ни производить на ее территории транспортные средства больше не получится, у нас останется вторичный рынок авто. Ведь на руках отечественных владельцев сейчас более 50 млн. автомобилей. С ними и будет работать наш автобизнес. В том числе и компании, ранее занимавшиеся реализацией новых авто. Они, по словам г-на Мигаля, привнесут на рынок подержанных машин еще большую прозрачность и цивилизованность, что для рядового автовладельца станет благом. Кроме того, он призвал относиться спокойнее к имеющему сейчас место катастрофическому росту цен на машины. По его мнению, транспортное средство не может стоить больше, чем за нее готов платить покупатель. Когда все успокоится в экономике, цены на авто придут в равновесие с тем количеством денег, которое люди смогут за них платить.
Представитель сети дилерских центров ГК «Автодом» Максим Шишко отметил, что экономические факторы, от которые раньше в первую очередь зависел не только автомобильный, но и все прочие рынки России, в данный момент перестали действовать. Сейчас все зависит от политики. А его общение с представительствами иностранных автокомпаний подтверждает: никаких бизнес-причин рвать с российским рынком у них не было и нет. Их текущие действия – вынужденные, продиктованные волей политиков. Кроме того, он считает, что в сложившейся жесткой ситуации бизнес вправе рассчитывать на серьезную поддержку со стороны государства. В противном случае авторынок России будет полностью разрушен – со всеми вытекающими негативными последствиями для граждан и экономики.
Директор департамента по работе с ключевыми клиентами сервиса «Автокод» Николай Друкман, рассказал, что сейчас на рынке подержанных автомобилей резко снизилась активность автодилеров и так называемых перекупщиков. Зато рядовые автовладельцы продолжают массово интересоваться приобретением подержанных авто.
Текущая тенденция такова, что спрос смещается в более дешевый сегмент. То есть, например, если человек ранее искал легковушку возрастом в 3-5 лет, теперь его интересует транспорт 5-7 лет от роду. Кроме того, он предупредил, что сейчас, на волне ажиотажного спроса, резко активизировались нечистоплотные продавцы, продающие автохлам под видом подержанного авто в хорошем состоянии.
А по словам директора автосервиса «Автосвита» Марий Посеницкой, что поставщики автозапчастей уже подняли расценки в два раза. В итоге резко выросла стоимость ремонта и техобслуживания автомобилей. По ее словам, сервисмены пока не увеличивают свои расценки на работу, понимая, что сейчас происходит с доходами автомобилистов. Однако долго так продолжаться не будет, поскольку сотрудники СТО живут в тех же условиях, что и все остальные россияне и их семьям также приходится как-то выживать. Из-за этого и стоимость работ неизбежно вырастет.
Впрочем, более подробно о прогнозах наших экспертов вы можете узнать из полной видеозаписи состоявшейся пресс-конференции.