В январе дефицита новых автомобилей в России почти не ощущалось, все модели, пользующиеся спросом, исправно поставлялись в салоны. Однако уже сейчас ситуация резко изменилась: импортеры не могут осуществлять поставку в РФ в запланированном объеме. Причин две — во-первых, временные (надеемся) трудности в работе Новороссийского порта, находящегося недалеко от Украины. Во-вторых — активно обсуждаемые и вводимые новые санкции в отношении РФ.
- Сейчас на складе есть несколько автомобилей, в дорогой комплектации, «задопленные» - цена будет выше рекомендованной приблизительно на 600 тысяч рублей, - сообщил корреспонденту «МК» сотрудник дилерского центра японской марки, находящегося в Химках. - Выбора по цветам и комплектациям сейчас, к сожалению, практически нет: можно поставить вас в резерв на следующую поставку, но мы не можем предсказать, когда и по какой цене придут автомобили. В прошлом году мы говорили о 2 — 3 месяцах ожидания, но сейчас это может быть и полгода. А может быть, будет и вовсе прекращение поставок.
На данный момент никаких решений об ограничении поставок нет, сообщили «МК» в столичном дилере крупного немецкого автоконцерна. Однако нет и гарантированных поставок, возможны перебои, поэтому совет покупателям у этого дилера был такой же: покупать скорее, а то следующая партия будет неизвестно когда. Применительно к маркам, не локализованным в России, возможен уход с рынка полностью — а у тех, которые производятся в России, возможно значительное сужение модельного ряда.
- Что будем делать, когда склад опустеет, неизвестно, - признается продавец японских автомашин. - Наверное, переключимся на торговлю «бэушками». И уже сейчас очень активно вкладываемся в развитие сервисной части: дело идет к тому, что любой новый автомобиль станет роскошью, а значит, машины с пробегом будут цениться, их будут беречь.
Надо заметить, что и до начала эскалации на Украине продажи начали стагнировать: в январе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продали на 3,7% меньше машин, чем в начале 2021 года. Причина очевидна: даже рекомендованные розничные цены (не говоря о дилерских) за прошлый год выросли более, чем на 20% (оценка «Автостат а»). Процесс был очевиден еще в начале прошлого года, поэтому наиболее дальновидные и те, кто был готов приобрести новую автомашину, уже вложились в нее тогда. А к 2022 году число клиентов, готовых к новым ценам, снизилось…
Добавим, что дефицит может касаться и автомобилей, произведенных в России — вплоть до «нашемарок»: лихорадит даже конвейер АвтоВАЗа, который 28 февраля будет брать паузу из-за нехватки электронных компонентов. Пока что на один день — но знак все равно нехороший. А что касается цен — к подорожанию автомобилей присовокупится «рыночный», в духе галопирующей инфляции, процент по кредитам. Центробанк ввиду турбулентности на рынке 25 февраля разрешил коммерческим банкам не соблюдать ограничения, касающиеся полной стоимости кредитов (до последнего времени предельные ставки для физлиц не могли быть более, чем на треть, выше установленного ЦБ процента).
- Сейчас время беречь любую машину, которая у вас есть, - оценивает владелец московского автосервиса Сурен Баблоян. - Новые автомобили требуют оригинальных запчастей, которые могут быть недоступны, а для машин 10 — 20-летней давности вся линейка запчастей есть в неоригинале. В этом прелесть старой техники, благо, у нас пока нет экологических ограничений. Можно посоветовать прямо сейчас проверить и вылечить все «хронические болячки», в том числе по двигателю, коробке передач, подвеске. Через полгода точно будет дороже, и кто его знает, что будет с заказом запчастей. Даже к «ладам» и «уазикам» новых моделей могут быть проблемы по электронным блокам управления и другим импортным компонентам.
Многие сервисы, рассказал собеседник «МК», сейчас осваивают новый бизнес: фактически реставрацию «уезженных» иномарок 90-х — 2000-х годов, среди которых попадаются модели, вполне конкурентоспособные с новыми. Восстановление кузова, переборка агрегатов — и вот купленный по дешевке (за 100 — 200 тысяч рублей) автомобиль превращается в красавца со «слегка» подкрученным пробегом, стоящий около 600-700 тысяч. И это работает — потому что дефицит машин добрался и до вторичного рынка. Туда, где автомобиль все еще средство передвижения.