— Мы в процессе организации договоренности между ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и объединением автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили 10%, — сообщил ТАСС неназванный представитель Минпромторга.
Напомним, что дефицит машин возник из-за глобальных мировых проблем с производством микрочипов — в том числе и тех, которые используются в автопроме. В России эта ситуация приняла совсем уж уродливые (для покупателей автомобилей) формы. Мало того, что сами компании-производители на отечественном рынке подняли за год цены на свою продукцию в среднем на 20%. Так и автодилеры, почуяв «запах покупательской крови», занялись самым настоящим беспределом. И уже который месяц в России невозможно купить легковушку по рекомендованной автозаводом цене. «Впарить» клиенту, которому фактически деваться сейчас просто некуда, под видом платного «допоборудования» заводскую сигнализацию или «антикор» днища за 300 000 рублей — это сейчас считается нормальной практикой даже в самых респектабельных автосалонах. «Прикрутить» на 500 000 рублей таких «допов» к машине бюджетного сегмента — тоже нормально.
А наценка в 3–7 млн рублей к заводской цене премиальной иномарки перестала удивлять еще летом текущего года. Шальные деньги — дело такое: надо пользоваться моментом и урвать по максимуму. Именно такова бизнес-схема всех розничных автоторговцев в стране. При этом грозные окрики из представительств автопроизводителей они могут спокойно пропускать мимо ушей. Ведь ни один автобренд не решится всерьез ссориться с ослушниками его «ценных» указаний по одной простой причине: начав такую кампанию, «пороть» придется абсолютно всех автоторговцев России. А этого, как мы понимаем, не случится никогда. Кроме того, многие розничные продавцы машин из числа официальных дилеров сейчас настолько уверенно чувствуют себя в финансовом смысле, что в состоянии выкупать за свои средства машины у представительств. А потом торговать ими уже в качестве полноправного владельца, который не обязан выполнять чьи-либо указания. В этом смысле крайне характерен пример одного из официальных российских дилеров марки Cadillac. Он выкупил у представительства по рекомендованной цене (около 10 млн рублей) десяток внедорожников Escalade, а затем выставил их на продажу уже по 16 млн рублей. И покупатели на эти авто находятся в достатке. Потому что «живых» Cadillac в распоряжении представительства марки в России на данный момент физически нет: квота, выделенная на нашу страну, была раскуплена, что называется, на корню. В том числе и самими дилерами бренда...
Таким образом, становится ясно, что у автопроизводителей и Минпромторга в сложившихся условиях по-настоящему эффективных рычагов заставить дилеров снизить цены просто не существует. Да и никому это по большому счету и не нужно — включая тот же Минпромторг. Сейчас в России находят своих покупателей абсолютно все машины. Процесс идет, налоги в бюджет капают, прибыль автопроизводителю идет, экономический механизм работает.