Сейчас все инвалиды (и лица, их перевозящие — например, родители детей или дети пожилых людей, имеющих инвалидность) имеют безусловное право бесплатно парковаться на специально выделенных «инвалидных» местах — их должно быть, согласно федеральному закону, не менее 10% от общего числа парковочных мест в данной локации, причем они должны быть, по возможности, расположены наиболее удобным образом. Предлагается наделить автомобили, внесенные в федеральный реестр транспортных средств, перевозящих инвалидов, правом находиться бесплатно и на любом другом месте, даже если это зона платной парковки.
Рекомендацию принять эти поправки выдал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Речь идет о внесении изменений в статью 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» - соответствующий проект внесен в ГД еще в апреле этого года.
- Безусловно, поддерживаю инициативу бесплатно парковаться инвалидам на любой парковке, - отмечает автоэксперт Петр Шкуматов, - Во-первых, потому что очень многим инвалидам удобнее парковаться не на отведенных местах, хотя они якобы самые удобные и близкие, а на местах, которые поближе к точке назначения, хотя бы они и были платными.
Во-вторых, иногда (особенно в центре) инвалидных мест недостаточно: допустим, на них уже стоят автомобили инвалидов. В-третьих, около социальных объектов априори возникает ситуация, когда в утренние часы мест для инвалидов очень не хватает: все, например, приезжают к врачу, потом все разъезжаются. Поэтому, скажем, делать там 20 инвалидных мест, значит, лишить всех остальных водителей возможности парковаться в течение дня. А если мест сделать всего два, то их катастрофически не хватает.
Таким образом, новые поправки позволят инвалидам нормально парковаться, не ущемляя прав других водителей. Тем более что заставлять их платить за парковку немыслимо: никакие пособия по инвалидности не предусматривают возможности оплачивать парковки, например, по 450 рублей в час.
Еще одна категория автомобилистов, которую стоило бы наделить таким же правом — это многодетные, подчеркнул Петр Шкуматов. В Москве у них есть соответствующее право, и его следовало бы закрепить на федеральном уровне.
- В целом, это хорошая идея, - в Союзе инвалидов России, как ни странно, настроены более осторожно. - Часто бывает так, что приезжаешь в больницу или поликлинику, а все места заняты. Однако появляются другие вопросы: как проконтролировать это? Насколько сильно будут злоупотреблять этим правом? Нужно более детально проработать этот вопрос в подзаконных актах.
Вопрос о возможных злоупотреблениях — не праздный: многие видели на московских улицах (а конкретно — на инвалидных парковочных местах) дорогие автомобили с соответствующими желтыми знаками, вызывающими «смутные подозрения». Если же теперь место в федеральном реестре инвалидных транспортных средств будет означать повсеместную бесплатную парковку, искушение «поторговать» этими местами может оказаться слишком велико.
- Не так давно упразднили московский реестр инвалидов, теперь он только федеральный, - рассказал «МК» сотрудник столичного управления ГИБДД. - Это было сделано, чтобы исключить возможность коррупции — и сделано после того, как вскрылись соответствующие факты. Сейчас, когда ставки поднимаются очень высоко, возможно, коррупция вернется — правда, вряд ли в Москве, где никто не будет рисковать за сколько-нибудь «земные» деньги. В нашей стране достаточно регионов, где, во-первых, место в реестре можно будет купить по сходной цене, а во-вторых, где эту «индульгенцию» будут дарить на свадьбу или юбилей.
Напомним, что место в реестре транспортных средств, перевозящих инвалидов, выдается при наличии подтвержденной II или I группы инвалидности (либо для детей-инвалидов, у которых нет понятия «группа»). При этом если инвалидность присваивается бессрочно, то бессрочно предоставляются и парковочные привилегии. Если же (как в большинстве случаев) инвалидность приходится регулярно подтверждать, парковочные привилегии назначаются также временно.