Авторы, Мосгордума и Мособлдума, в пояснительной записке напоминают: «сброс отходов в необорудованных для этих целей местах» в городах, на территории садово-дачных товариществ, в лесах и вдоль дорог чаще всего происходит с использованием транспорта. Но штрафы за такого рода нарушения столь малы, что никого не останавливают.
Действительно, сейчас статья 8.2 КоАП грозит гражданам за выброс мусора в неположенном месте штрафом в 1-2 тысячи рублей. Количество выброшенного мусора и способ его доставки значения не имеют: хоть пешком принес пакет, хоть на грузовике привез гору строительных отходов. Предлагается за незаконный выброс мусора пешим россиянином штрафы поднять до 2-3 тысяч рублей.
А вот за сбрасывание или выгрузку мусора владельцем легкового автомобиля брать уже 10-15 тысяч, ИП - 20-30 тысяч, организацией - 30-50 тысяч рублей. Если речь идет о грузовом транспорте, прицепе или самоходной машине - для гражданина штраф составит 40-60 тысяч, для ИП - 60-80 тысяч, а для организации - 100-120 тысяч рублей. На первый раз. Ещё раз попался в течение года - заплатишь существенно вырастут. Количество выброшенного мусора по-прежнему значения не имеет. Такими же суммами планируется наказывать и за свалки в лесах.
Но как будут ловить за руку нарушителей?
При помощи фото- и видеофиксации - специальных технических средств, аналогичных тем, что отслеживают нарушения ПДД на дорогах. Такие камеры и фотоловушки, автоматически срабатывающие при движении поблизости, планируется разместить «в местах наиболее вероятного сброса твердых коммунальных отходов», то есть там, где что-то уже выкинули или выкидывают регулярно. Техсредства «могут использоваться в условиях низкой освещенности и в ночное время», что важно с учетом ограниченной численности инспекторов эконадзора, которые физически не могут лично и круглосуточно отследить все опасные места, говорится в пояснительной записке.
Важный момент: на тех, кого поймают при помощи видеокамеры, хотят распространить правила назначения наказаний, хорошо известные всем водителям. Презумпция виновности для них отменяется, а штраф выпишут собственнику транспортного средства. И тут никаких «вилок»: легковой автомобиль - 10 тысяч рублей, грузовик - 100 тысяч рублей.
Кроме сотрудников эконадзора, рассматривать «мусорные» дела смогут инспекторы лесного надзора, а полиция получит право составлять протоколы по обращениям граждан и организаций - или если полицейский сам «застукает» кого-то на месте нарушения.
Правительство инициативу поддержало. Значит, с очень большой вероятностью она будет принята.
Глава думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в разговоре с «МК» назвал предложения депутатов Москвы и области «в целом правильными». "Сейчас нарушители остаются безнаказанными в 99,9% случаях, и нынешние штрафы их не останавливают. Повышать их надо, но насколько - предмет дальнейшего обсуждения», сказал он.
Чтобы после принятия закон работал не только в Москве и области, где «всё камерами завешано», но и в других регионах, считает г-н Бурматов, нужно расширить возможности использования разных средств фиксации, не ограничиваясь стационарными видеокамерами или фотоловушками: «сегодня в Интернете можно найти данные с видеорегистраторов, когда люди едут, видят безобразие, снимают, а потом не знают, куда можно с этим обратиться».
Впрочем, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин плохо понимает, как вообще будет работать видеорегистрация таких нарушений на дорогах: о программах, которые могли бы распознавать выброс мусора, отличить отлетевшую от колес бутылку от бутылки, выброшенной из окна автомобиля, ничего не известно, технически сделать это очень сложно и чревато кучей жалоб от автовладельцев», сказал он «МК». Но камеры и фото-ловушки в местах потенциальных незаконных свалок в стороне от дорог эксперт назвал «возможным» способом контроля - правда, «чтобы просматривать километры видеозаписей за сутки, потребуется увеличить штат чиновников административных инспекций», чего не предусматривается.
«Законопроект в меньшей степени касается водителей легковушек, незаконно выбрасывающих мусор, а в большей - владельцев мусоровозов, которые часто получают деньги за вывоз отходов, но свозят всё на нелегальные свалки», обратил внимание «МК» координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов. Сейчас, чтобы их поймать, приходится «засады фактически устраивать», при помощи техсредств «борьба будет более эффективной», считает он. Привлечь бизнес к оснащению камерами потенциально опасных мест едва ли удастся, полагает г-н Шкуматов: «обычно государственно-частное партнерство строится на основе выгоды, но камеры у свалок должны работать круглосуточно, их наверняка будут ломать, значит, придется чинить, и частник может просто разориться».
Проблему с нелегальными свалками законопроект в случае принятия поможет лишь частично, признает эксперт: люди поймут, что тут камера и бросать нельзя, станут бросать в другом месте, и всё начнется сначала. По его словам, надо прежде всего «развивать инфраструктуру, дать людям возможность выбрасывать мусор легально и удобно».