Россияне стали отказываться от личных машин из-за дорогого бензина

«Процентов 40 семейного бюджета уходит на авто»

Каждый, у кого есть автомобиль, мечтает его продать, сказали классики. Новый тренд: москвичи, много лет водившие машину, решаются расстаться с рулем навсегда. Мы выяснили, что служит причиной такого решения и как люди обходятся без привычных четырех колес.

«Процентов 40 семейного бюджета уходит на авто»

«Автоотступники» — люди, которые в какой-то момент просто продали машину и не стали покупать новую, — обычно очень рациональны. Общий мотив: издержки владения автомобилем стали заметно превышать выгоды. Причем мы считаем не только деньги, но и психологические «кнуты» и «пряники».

Баланс не сходится — значит, продаем. Ничего страшного, это даже признак прогрессивного городского человека — отказаться от личного транспорта. И ведь чистая правда: издержек с каждым годом все больше, а выгод… не то чтобы меньше, но за ростом издержек они точно не поспевают.

Каршеринг стал хорошей заменой личному автомобилю.

Издержки: бензин, парковки, унижение

— Когда я продал машину, плакал натуральными слезами, — рассказывает госслужащий Алексей Ж. — Я двадцать лет не вылезал из-за руля, на работу привык ездить только на авто. Начинал с вазовской «пятерки», помню Москву еще без Третьего кольца... Но жизнь заставила: постоянно «растет» бензин, по всему центру даже в воскресенье — платные парковки.

В результате, когда пришло время обновлять машину, я начал считать: процентов 40 семейного бюджета уходит так или иначе на авто. Учитывая безумные цены на сами машины, мы прикинули: ну и зачем нам это нужно? Дочка уже студентка, дачи у нас нет, по Москве теперь дешевле и проще на такси... Но иногда все-таки очень грустно, если честно.

В 2021 году очень многие важные для автомобилистов вещи вдруг подошли к психологически важным порогам или даже переступили их. Например, бензин — около 50 рублей за литр (а если почитать новости, то скоро будет и дороже). Цены на новые автомобили: то, что раньше стоило миллион (и считалось дорого), теперь стоит два-два с половиной «ляма». Кредит — ну да, конечно, но это тоже значительный процент семейного бюджета. А если в жизни семьи уже есть ипотека, понятно, что автокредит туда не особенно вписывается.

— Бросил водить, потому что надоело чувствовать себя в родном городе загнанным зверем, — говорит Николай Римский, сотрудник IT-холдинга. — Получил права и купил машину я в начале нулевых, когда это был такой джентльменский набор молодого человека. Нет машины — значит, или нищий и заработать даже двести долларов на «копейку» не может, или унылый зануда, которому не нравятся драйв и скорость.

За двадцать лет поменялось вообще все. Заскочить в книжный магазин или кафе в центре просто так нельзя: сначала потрать минут двадцать на парковку, потом добавь плюс 500–1000 рублей к счету за парковку...

Но я держал машину у дома ради автопутешествий: мы с друзьями раньше часто ездили по разным старинным городкам. И тут к нам в район пришла платная парковка, а резидентского разрешения мне не дали — наша улица не относится к платной зоне (потому что там стоянка просто везде запрещена). Я разозлился и свою «Тойоту Карину» продал. Я знаю, многие ищут варианты: снимают гаражи, перевозят машины на дачи, даже переезжают... Но для меня авто не настолько важная история, чтобы этим заниматься.

Достоинства: для дачи, для семьи

Те, кто, несмотря ни на что, продолжает содержать автомобили в Москве, — как правило, обладатели дач. Или «экспедиторы», развозящие по городу несовершеннолетних или маломобильных членов семьи: собственное такси — это удобно и выгодно. Так было еще сравнительно недавно. Сейчас, пожалуй, можно поспорить.

— Наблюдаюсь в поликлинике на Большой Пироговке, живу на даче по Казанскому направлению, — рассказал «МК» экс-директор одного из столичных таксомоторных парков Виталий Клюев. — Раньше, конечно, ездил всегда на своей машине. Но сейчас затраты на бензин и парковку настолько выросли, что на такси оказывается намного выгоднее. Заодно и отдыхаешь: возраст все-таки дает о себе знать, три-четыре часа в день за рулем по нынешним московским пробкам выдержать не так просто.

— Одним из аргументов сохранять машину долгое время была воскресная школа для детей, — рассказал Алексей Ж. — Мы каждое воскресенье всей семьей ездили на Варварку, где сформировалось удивительное приходское сообщество.

Пока по воскресеньям парковка была бесплатной, все это работало, но после введения «зоны 380» каждая поездка — а это на полдня — стала обходиться нам в пару тысяч рублей. К сожалению, у более-менее рядового состава в нашем департаменте зарплаты не такие большие, чтобы без проблем себе это позволить.

Такси оказалось практически универсальной заменой для личного автомобиля, говорят опрошенные «МК» москвичи. Существует еще и каршеринг — впрочем, от необходимости соблюдать хитрую разметку и уворачиваться от штрафующих камер не освобождает и он.

Что будет, если тарифы на эти сервисы резко поднимутся, и автомобиль станет снова выгоднее, — большой вопрос. Пока что собеседники «МК» в такое развитие событий не верят, ну а если это все же произойдет — они готовы пересаживаться уже на общественный транспорт: лишнего «золотого запаса» на обзаведение машиной и ее содержание у них нет.

Но есть, кажется, еще один аргумент, который объясняет, почему полвека назад все были готовы нести значительные издержки, а сейчас вдруг ситуация изменилась. Просто раньше любой автомобиль делал человека немного избранным, возвышал над воображаемой толпой. Сейчас этого фактора практически нет, если мы говорим об ординарных, а не эксклюзивных авто. А значит, аргумент престижа со счетов можно сбросить. Баланс сразу получается не в пользу личного транспорта…

Читайте материал «Кривые автошколы: кто подставил студентку на «Мазде», задавившую двоих детей»  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28590 от 29 июля 2021

Заголовок в газете: Экономика должна быть пешеходной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру