Сдать и не сдаться
Решила – сделала. Как только появилась финансовая возможность, записалась в автошколу «по пути», внимательно не изучив отзывы и детали обучения.
Увы, с автошколой не повезло. Инструктор работал по накатанной схеме, да еще и приставал. Но если специфический подход конкретного преподавателя – субъективный минус, то объективный недостаток автошколы был в том, что площадка для отрабатывания упражнений находилась в 20 минутах езды от места встречи с инструктором – на путь туда-обратно тратилось время занятия. Из драгоценных полутора часов полезного времени оставался в лучшем случае час.
Обучение в автошколе длится в среднем 4 месяца, но точный срок зависит от плотности занятий: если учеников много, а преподавателей не хватает – уроки будут реже. На теорию отведено 134 академических часов и 56 астрономических – на практику.
В автошколе придется сдать внутренний экзамен по теории, потом студента допустят к практическим занятиям. Практическая часть тоже заканчивается внутренним экзаменом: только после его сдачи отправляют в ГИБДД.
Кстати, пересдачи внутренних экзаменов во многих школах платные – в моей право сдать теорию повторно стоило 500 рублей, а практику – 3000 рублей (но в эту сумму входили еще два занятия со своим инструктором).
Каждая автошкола прикреплена к районному отделению ГИБДД, причем не обязательно по территориальному признаку. Например, одна из сетевых школ на севере Москвы была прикреплена к Госавтоинспеции юго-восточного района Марьино. У меня с этим было все в порядке – автошкола у дома и отделение ГАИ недалеко. Было. До момента сдачи внутреннего экзамена.
Первые неприятности
Инструктор сообщил, что автошколу внезапно прикрепляют к ГИБДД другого района. О, ужас: туда и ездить далеко (я понимала, что с первого раза не сдам), и дороги незнакомые...
Выход один – открепляться от автошколы, забирать документы и прикрепляться в нужное отделение ГАИ самостоятельно. Автошколы отпускают студентов «в свободное плавание» неохотно, хотя это не запрещено. ГИБДД обязана принять любого выпускника автошколы с документами о ее окончании и медицинской справкой.
Вообще машины для экзаменов Госавтоинспекции предоставляют автошколы, но сдает на них весь поток экзаменуемых без разбора. У ГАИ есть и свои учебные автомобили (с дублирующими педалями). Сложности с откреплением возникают у тех, кто сдает на машине с автоматической коробкой передач. На момент моих экзаменов (зима 2020 года) у большинства столичных отделений ГИБДД не было своих «автоматов», только «механика». Поэтому «автоматчики» идут сдавать только от автошкол. И еще: за каждую пересдачу уже в ГАИ автошкола берет со студентов деньги (обычно 1000 рублей) - «за подачу машины». Сдающие самостоятельно не платят ничего, хотя используют те же самые автомобили.
Не повезло мне и с временем сдачи экзаменов – подвела пандемия. Когда сдаешь теорию, начинается отсчет шести месяцев – за это время нужно пройти остальные этапы. Не успел – снова сдаешь теорию. На первые три попытки можно записываться минимум через неделю после предыдущей, а на четвертую запишут уже через месяц. А еще на экзамен в ГАИ можно не прийти без уважительной причины – никаких санкций не последует, но нужно перезаписаться (открепленцы это делают только очно, а остальных записывает автошкола).
Я пошла учиться в сентябре 2019-го. Обучение закончилось в феврале 2020-го (непутевый инструктор на два месяца попадал в больницу, приостановив занятия). Экзамен по теории в ГАИ я сдала в марте. А в апреле начался локдаун, который «съел» несколько месяцев положенного полугода. Мне пришлось пересдавать теорию и проходить все круги экзаменационного ада заново.
Замкнутый круг и права в кармане
Не нытьем, так катаньем, после нескольких попыток – права были в кармане.
Трудно ли сдавать на права? Трудно, долго и муторно. У кого-то получается быстрее, у кого-то – процесс растягивается на пару лет. Но если запастись терпением, все получится.
На мой субъективный взгляд, главная проблема системы получения прав заключается в парадоксальности требований к сдающему. Чтобы сдать экзамен в ГИБДД, ты должен уже достаточно хорошо водить, но это невозможно без довольно долгой практики, которую среднестатистическая автошкола (а они в спальных районах на каждом шагу) не дает. На своей машине без прав тренироваться нельзя. Получается замкнутый круг. С похожей ситуацией часто сталкиваются выпускники вузов: на должности по специальности берут только с опытом, а где его взять, если без опыта не устроиться?
В итоге после получения прав инстинкт самосохранения подсказывал: навыков для уверенного вождения по Москве недостаточно. В автошколе и с частными инструкторами мы обкатывали одни и те же улицы, потому что экзамен проходил в одном условном квадрате территории. Там знакомы все повороты, разметка, светофоры и знаки.
Реальные условия, незнакомые улицы, все эти эстакады, транспортные развязки, многополосные проспекты и прочие прелести московской дорожной инфраструктуры вгоняли новичка на дороге в ужас.
Муж-инструктор - это нервно
Научиться водить «механику» было вызовом самой себе. Я - девушка 27 лет, абсолютно гуманитарного склада ума. Как выглядит двигатель внутреннего сгорания и что происходит в момент нажатия на педаль сцепления – не представляю до сих пор.
Поначалу я совершенно «не понимала» машину. Механизм выполнения упражнений («параллельная парковка», «разворот в замкнутом пространстве») мне приходилось выписывать по пунктам и зазубривать, как таблицу умножения. Сидя внутри машины и не видя колес, я не могла сообразить, куда крутить руль на задней передаче. Инструктора были бессильны: зазубренного порядка действий хватало для выполнения упражнений на экзамене, но при нестандартных ситуациях, я терялась. Помогал муж: принцип движения задним ходом объяснял на игрушечных машинках и в видеоигре. Не получалось поначалу и синхронизировать движения ног на педалях – одновременно отпускать сцепления, давя на газ.
Но у нас в семье именно «механика» – иномарка в неплохом состоянии. Муж сразу сказал: одна за рулем без присмотра я поеду, когда буду «полностью готова». Когда именно - решит он, водитель с десятилетним стажем. А пока – практика на небольшие расстояния по району под его чутким руководством.
В женских обсуждениях в соцсетях мужей-«инструкторов» мнение единогласно: выгоняй суженого из машины ради сохранения нервных клеток. Не выносит тонкая душевная организация мужчины неопытную женщину за рулем, особенно – за рулем его машины. Согласна на все 100. В первые разы от уверенности в себе не осталось и следа, замечания сыпались как из ведра, уж было думала в отчаянии: «Вождение – не мое» и хотела все бросить. А потом, как та кошка с пылесосом, втянулась.
Мы тренировались один-два раза в неделю, ездили на небольшие расстояния – в магазин, на почту или просто так. На лобовом и заднем стекле предусмотрительно наклеили восклицательные знаки на желтом фоне – обозначение новичка за рулем. Несмотря на метку, не все участники дорожного движения были снисходительны. Кто-то нетерпеливо бибикал, кто-то резко перестраивался, играя в шашечки. С каждым разом получалось лучше, ориентироваться на дороге становилось легче, а «неадекваты» на дорогах уже не так пугали. Но до уверенного вождения было еще далеко.
Каршеринг – роскошь для новичка
Через три месяца после получения прав я еще не управляла машиной в одиночестве. Но к тренировкам на собственной «механике» решила добавить машины каршерингов, которые предоставляют только автомобили на автоматической коробке передач.
К слову, Москва занимает первое место в мире по размеру парка машин для краткосрочной аренды. С каждым годом рынок растет да так быстро, что оставил позади крупнейший мегаполис планеты — Токио. В нашей столице числится 30 тысяч автомобилей у семи каршеринговых сервисов. Вот только водителям с маленьким стажем тут не особенно рады.
Как и при расчете стоимости ОСАГО для собственной машины, в сервисах краткосрочной аренды авто имеет большое значение стаж и возраст. Чем меньше одно и другое, тем больше тариф. Со своей машиной придется выложить весомую сумму за «автогражданку», а без своей машины — рискуешь разориться на каршеринге или ездить на очень «убитых» машинах, что небезопасно.
До недавнего времени крупнейшие сервисы каршеринга с большим автопарком вообще не допускали начинающих водителей к своим услугам: нужно было иметь стаж минимум год или два. Причем под стажем подразумевается не реальный опыт вождения (его никак не проверишь), а срок действия прав. По логике каршерингов стаж означает практику вождения, которая нужна для безопасности на дорогах и, что немаловажно, для их бизнеса — сохранности машин. Где нарабатывать этот стаж без своей машины — не понятно. А если есть своя машина, то зачем человеку каршеринг?
В 2020 году случилось чудо: крупный каршеринг решил допустить к пользованию машинами людей со стажем меньше положенного ранее года. И составил конкуренцию двум мелким сервисам с небольшим автопарком, которые и раньше работали с клиентами без стажа, чем и кормились.
Итак, с моим официальным стажем в 4 месяца мне было доступно три сервиса каршеринга. Я зарегистрировалась во всех, а пользуюсь в итоге одним — самым дорогим. И дело вовсе не в расточительности.
Каршеринг: драконовские цены, обидные замечания
Обычно пользователю московского каршеринга с достаточным стажем одна минута поездки стоит в среднем 10 рублей (считаем грубо, потому что конкретная сумма зависит от ценовой политики сервиса, времени суток, погоды, рейтинга водителя). Два мелких сервиса предложили мне машины в среднем за 8 рублей в минуту. Как оказалось, за заманчивой стоимостью скрывалось три огромных минуса: машин в городе очень мало, они побитые и не лучших марок, в стоимость не входит платная парковка (в отличие от крупных сервисов).
Крупный каршеринг предложил известные иномарки в хорошем состоянии, которые располагаются по несколько штук в каждом квартале. Но стоит такое удовольствие в среднем 17 рублей в минуту!
Вообще-то я человек экономный, но для первого раза на каршеринге выбрала «дорогой» сервис. Просто потому что машина стояла недалеко от дома, а один-единственный бюджетных вариант — в 5 км от меня.
Одна использовать казенное имущество в первый раз, пусть и за свои деньги, я не решалась — посадила рядом друга. Мужа сознательно избавила от мучений, а себя – от нервов. За полтора часа поездки по району я накатала 1300 рублей (за столько и до дачи можно на такси доехать!) Кстати, в самый первый раз поездка стоила не 17, а 13 рублей, что и привлекло. Драконовский ценник появился позже.
Что тут сказать, ездить на автомате — одно удовольствие: осваиваешься сразу, делать лишних движений ногами и руками не надо, даже пробки не так изнурительны. Правда, удовольствие разбилось вдребезги, когда я в следующий раз зашла в приложение. Стоимость минуты для меня подорожала до 18 рублей. Сервис объяснил, что цена зависит от рейтинга, а один из критериев рейтинга — стиль вождения. На экране высветились позорные 15 баллов из 100 с пометкой «плавнее тормозите и разгоняйтесь». В душе забурлила обида: я же водила машину на автомате с двумя педалями вместо трех в первый раз в жизни, не привыкла!
За десяток поездок мне так и не удалось изменить оценку «стиля вождения», хотя, по оценкам моих пассажиров, ездить я стала плавнее. Впрочем, как рассказали знакомые, давние пользователи того же каршеринга, оценка стиля вождения и рейтинга у него сомнительная и непрозрачная. Скромные баллы сервис выставляет даже людям с многолетним опытом вождения «автоматов».
Дешево и сердито
Моя практика вождения свелась к чередованию каршеринговых «автоматов» и собственной «механики» - так я одновременно тренировала навыки на разных коробках передач. «Автоматы» помогают лучше освоиться на дорогах — не надо отвлекаться на переключение рычага и нет риска заглохнуть, создав затор на дороге. Но, когда с карты исчезло около 5 тыс рублей в общей сложности за оплату услуг удобного, но дорогого каршеринга, я решила все-таки попробовать неудобный, но дешевый.
До ближайшего автомобиля за 8 рублей в минуту пришлось добираться...на своей машине. Авто китайской марки с опознавательными знаками каршеринга выглядело ужасно: глубокие вмятины на бампере, разбитые зеркала, царапина на лобовом стекле. Внутри — оторванный пластик, торчащие провода и заедающий ручник. Плюс ко всему глючило приложение. Но пути назад не было, и я села в развалюху. Ехать было страшно: тормоза реагировали с опозданием, бренчали детали кузова, а чтобы заглянуть в боковое зеркало при перестроении, нужно было пригнуться (оно не регулировалось). В общем, в такой каршеринг я больше не ногой.
Всего за 13 поездок на каршеринговых машинах у меня ушло без малого 8 тыс рублей – это очень много. Поначалу платные минуты улетали в трубу из-за той же неопытности. Например, я могла ехать 10 минут, а парковаться – 20 минут. Один раз заехала в зону, где нельзя завершать аренду – пришлось выбираться. Пару раз пропустила поворот и тратила время на путь обратно. Навыки прокачивались, а денежки капали.
Но о потраченных средствах не жалею: когда поездка на расстояние 2 км снимает с карты 500 рублей – это ой как мотивирует в следующий раз «не тупить». Говорят же - опыт бесценен!
Сколько мне стоило научиться водить в Москве
Автошкола — 31 000 рублей
Частный инструктор — от 1500 рублей в час, всего 20 000 рублей
Медицинская справка — 2500 рублей, за две — 5000 рублей
Госпошлина за получение прав — 2000 рублей
ОСАГО на свою машину — 8000 рублей
Каршеринг — 7600 рублей за 13 поездок
Итого: 73 600 рублей
Между тем: С 1 апреля 2021 года в России поменялись правила сдачи экзаменов на права. Теперь выпускники сдают два этапа вместо трех. Теоретический тест остался в прежнем виде, а «площадку» и «город» объединили в один экзамен. По отзывам сдающих после 1 апреля, нужно по-прежнему выполнять несколько упражнений на автодроме, но затем – сразу отправляешься в город, где тоже могут проверить навыки разных типов парковки. Раньше экзамен «площадка» и «город» могли проходить в разные дни. Кроме того, отменили маршруты сдачи экзамены – инспектор может тестировать студента по всему району.