Подписанный 19 февраля и опубликованный на официальном портале правовой информации указ президента вносит изменения в Положение о работе ГИБДД. В отличие от прежней редакции, эта служба теперь уполномочена «осуществлять государственный контроль и надзор за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств», а в техосмотре автобусов - непосредственно «участвовать». Что это означает? И чего вообще ждать водителям после 1 марта? Об этом «МК» поговорил с депутатом Госдумы, председателем общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеславом ЛЫСАКОВЫМ («ЕР»).
- Меняет ли существенно ситуацию с контролем и надзором за техосмотром этот указ?
Указ просто приводит действующее Положения о работе ГИБДД в соответствие с федеральным законом, который вступает в силу с 1 марта. Из новых вещей можно отметить только участие сотрудников ГИБДД в проведении техосмотра (ТО) автобусов - это решение принято в силу резонансности аварий на автобусах: хотя они случаются относительно редко, но как минимум несколько жертв обычно бывает. Как это будет выглядеть - будут ли они непосредственно участвовать в ТО, или выборочно проверять тех, кто его проводит, пока не понятно. Думаю, сами гаишники не знают, как они станут контролировать и надзирать проведение техосмотра вообще.
- А кто до 1 марта занимался контролем и надзором за деятельностью структур, которые проводят ТО?
Союз автостраховщиков является организацией, которая при условии выполнения некоторых требований допускает на рынок операторов, желающих в этом бизнесе участвовать. Ведь несколько лет назад у государства право проводить техосмотр отобрали, и передали его частникам. Раньше говорили про блатные талоны, которые у ГАИ покупались, а теперь оказалось, что это были цветочки. Ягодки выросли в последние годы, когда диагностические карты (теперь они заменяют талоны) просто продают в нагрузку к полису ОСАГО, привозят на дом, и никакого ТО ты вообще не проходишь. Последние изменения в закон о ТО, которые готовило Минэкономразвития и которые вступят в силу через неделю, призваны более-менее навести порядок на этом рынке. Но у меня есть сомнения, что это сработает: думаю, спрос на диагностические карты без прохождения ТО останется, а цены только увеличатся из-за рисков.
Справка «МК»: с 1 марта 2021 года изменяется и порядок получения диагностических карт. Их должны будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют до и после диагностики, а сама карта должна быть заверена квалифицированной электронной подписью. Фото и все данные карты вносятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. В бумажном виде карту можно будет получить только при выезде за рубеж. Обратной силы закон не имеет - те диагностические карты, что были выданы до 1 марта, объявлены действительными до окончания срока действия.
- ГИБДД, как следует из текста закона, сможет аннулировать липовые карты при обнаружении нарушений…
- Да, и одновременно ужесточается административная и уголовная ответственность за нарушение правил прохождения ТО и для тех, кто его проводит, и для водителей (для водителей административные штрафы в 2 тысячи рублей заработают только в 2022 году - «МК».) На самом деле было очень простое решение, и не пришлось бы огород городить: уже есть программное обеспечение, которое не позволяет распечатывать диагностическую карту, если автомобиль не прошел все стенды. Если бы такая программа была обязательной, мы бы отсекли «левые» схемы. Да и вообще - на мой взгляд, техосмотр можно было бы оставить только для пассажирского и грузового транспорта, а для автолюбителей отменить, введя очень жесткую ответственность за использование неисправного транспортного средства.