Почему автомобилисты, стоявшие на светофоре, попали под штраф, выяснить просто: минувшей осенью камеру, нацеленную на остановку общественного транспорта в районе дома 68 по Малой Филевской улице, настроили для автофиксации неправильной парковки (ранее она была настроена только для превышения скорости). Алгоритм выявления такого правонарушения примитивный: если время, в течение которого автомобиль стоит на одном месте, превышает 2 минуты, генерируется административный протокол и выписывается штраф за парковку в запрещенной зоне. Московский КоАП оценивает это нарушение в 3000 рублей, но в течение первых 20 суток с момента вынесения постановления действует 50%-ная скидка, так что тем, кто признаёт свою вину, можно заплатить 1500 рублей.
«О проблеме известно, она решается, на данный момент такие штрафы с этой камеры не выписываются», - сообщили «МК» в ГИБДД по Западному округу Москвы, посоветовав водителям, получившим неправомерные штрафы, обратиться за обжалованием при помощи портала госуслуг Москвы.
Правда, для повышения шансов на положительное рассмотрение такого заявления необходимо предоставить доказательства, что в данный момент и в данном месте была пробка, сообщил сотрудник ведомства. Рассматривать ли в качестве такого доказательства фотографию из постановления, на которой видно сразу несколько автомобилей, стоящих друг за другом с включенными стоп-сигналами — остается на усмотрение тех, кто будет обрабатывать заявление. Так или иначе, остается еще возможность судебного обжалования — и в суде, возможно, такие фотографии смогут послужить доказательством невиновности водителя.
- В данном случае мы имеем дело с абсолютно типичным случаем ошибки комплекса фотовидеофиксации, - поясняет автомобильный журналист и правозащитник Петр Шкуматов. - Все камеры, фиксирующие неправильную парковку, настроены на определенный пороговый уровень: сколько секунд должна стоять машина, чтобы камера реагировала на нее как на неправильно запаркованную.
Разумеется, камера не может знать, что в ее поле зрения не злостный нарушитель, а хвост «мертвой» пробки, поэтому она тупо выписывает штрафы. И здесь было бы не о чем говорить, если бы такие ошибки устранялись путем простой электронной жалобы. Тогда бы это был просто курьез. Но проблема состоит в том, что в нашей реальности любая попытка обжаловать вынесенный камерами штраф представляет из себя по сути пыточную процедуру, которая во многом специально спроектирована так, чтобы отбить охоту обжаловать раз и навсегда. Чтобы возможность заплатить половинную сумму и забыть о штрафе воспринималась как счастье.
По мнению Шкуматова, в срочной модернизации нуждается не только процедура обжалования, но и в целом законодательство об административных правонарушениях, дизайн которого остается на уровне 80-х годов прошлого века. Свидетельство тому — недавняя история в подмосковных Химках, где около 136 тысяч вынесенных камерами штрафов недавно признали ошибочными (техника штрафовала автомобили за проезд по недействующей выделенной полосе для общественного транспорта). Штрафы не были отменены автоматически, для возврата денег и снятия «судимости» каждому из пострадавших необходимо самостоятельно обжаловать штраф в ГИБДД, указав при этом полные реквизиты для возврата денег. «Оплатить ты можешь в один клик, а пожаловаться можешь только пройдя семнадцать кругов ада, и это, если честно, уже достало», - резюмирует Петр Шкуматов.
Процедура экспресс-обжалования тем более назрела, что в ближайшее время в Москве прибавится штрафов, выносимых техническими средствами видеофиксации. Как сообщил в ноябре этого года глава Дептранса Максим Ликсутов, в 2021 году планируется обновить программное обеспечение мобильных комплексов-парконов с тем, чтобы они могли фиксировать не только неправильную парковку, но и целый ряд других нарушений ПДД, в том числе выезд за стоп-линию, превышение скорости, езду по обочине и другие. Такие комплексы планируется использовать, в частности, на МКАД, где проезд по обочине достаточно частое нарушение.