В обсуждении средств изоляции водителя от пассажиров, как планируется, примут участие не только депутаты, но также представители агрегаторов такси, профессионалы-перевозчики и чиновники МВД и Минтранса. Преграда внутри салона нужна для взаимной защиты таксиста от пассажира и пассажира от таксиста, говорит один из инициаторов проекта — депутат Владимир Афонский. «Случаи некорректного поведения пассажиров и таксистов периодически встречаются, - подчеркивает парламентарий. - Поэтому установка перегородки в такси может быть одной из профилактических мер, позволяющих не допускать конфликта».
- Я рассматриваю для себя вариант заказать такую перегородку, их уже выпускают, - рассказала «МК» Екатерина, индивидуальная предприниматель, работающая в такси. - Действительно, случаются довольно неприятные ситуации, особенно в ночных рейсах. Поскольку с несколькими человеками в одиночку не каждый мужчина справится, не говоря уже о девушке, за перегородкой сидеть спокойнее. По крайней мере, психологически: понятно, что вооруженный грабитель все равно сможет прострелить слой оргстекла, но обычных хулиганов перегородка остановит. И пьяных, которые распускают руки — тоже.
- После начала эпидемии я поставил себе перегородку, но мягкую, для защиты от коронавируса, - говорит Алик, уроженец Азербайджана, с начала года работающий в Москве. - Без этого и пассажирам было страшно, и мне было страшно. А вот один мой друг такую вещь сначала поставил, а потом снял: он любит поговорить с пассажирами, а через эту стенку говорить неудобно.
Цены на перегородки варьируются в зависимости от их исполнения: в интернет-магазинах мягкая изолирующая полиэтиленовая стенка, которая ставится между задними сиденьями, стоит меньше 1000 рублей, а вот за жесткую конструкцию из оргстекла просят примерно втрое дороже. Кстати, вот и первый возникающий вопрос для обсуждения: за чей счет будут ставить эти перегородки?
- Кажется, как обычно, за счет водителя, - предполагает автомобильный правозащитник, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - Но это еще полбеды. А вот то, что таксисту предлагается курочить собственный автомобиль, которым он, вполне возможно, пользуется и для личных целей - это очень плохо. Многие частники не настолько богаты, чтобы иметь две машины!...
По словам Шкуматова, жесткую перегородку — а если речь идет о защите от нападений, то говорят именно о такой — нужно закрепить на стойках кузова и потолке, просверлив в кузове несколько отверстий. Это сразу снижает продажную цену автомобиля (не говоря уж о том, что оставляет четкие следы работы машины именно в такси, что снижает продажную цену еще больше).
- Выигравшими от этой операции будут только крупные фирмы, сдающие машины в аренду, - уверен Шкуматов. - Частным же предпринимателям от этой идеи один убыток.
Напомним, что изначально перегородка между пассажирами и водителем была атрибутом лимузинов в узком смысле этого слова: так называется тип кузова представительского автомобиля, где места «служебные» - водительское и переднее пассажирское — отделены от основного пассажирского салона. Лимузинов в России — СССР выпускали крайне мало: после революции 1917 года такие автомобили выпускал лишь московский завод имени Сталина (позже — имени Лихачева).
Сейчас перегородка, отделяющая водителя — атрибут классического такси некоторых западных стран, прежде всего США. При этом слово «классическое» здесь важное дополнение: современные перевозчики-частники, работающие в «уберизованном» формате, пользуются обычными легковыми авто без каких-либо перегородок. При этом рынок перевозок этого типа растет, а классическое такси с перегородками находится в упадке.
Вопрос о внедрении перегородки в таксомоторы, тем не менее, поднимался в нашей стране и раньше. Доходило и до испытаний: в 1970 году в московских таксопарках проходили ресурсные тесты новые такси ГАЗ-24-01, где в качестве штатного оборудования применялась плексигласовая перегородка, отделяющая сиденье водителя. Тогда мотивировка была такая же — защита водителей от возможного криминала. Однако испытания закончились неудачей. «Перегородка слишком сильно бликовала, через нее ничего не было видно в зеркалах, особенно ночью, - вспоминает Виталий Клюев, таксист, начавший работать в Москве с 1965 года, а ныне историк московского такси. - Поэтому идея не пошла, тем более, что таксисты всегда могли за себя постоять».