Первый экспонат - кабриолет ЗИС 110 был разработан специально для Сталина и под его личным руководством в 1947 году. Вождь не любил быстрой езды, поэтому спидометр машины окрашен в 3 цвета - до 60 км/ч зеленый, до 80 - желтый, а дальше уже красный. Сотрудник Музейно-выставочного технического центра Автомотоклуба ФСО Алексей Насонов показывает цветную фотографию резолюции Сталина - там он известным красным карандашом перечеркнул разрешенные для его водителей параметры скорости и установил границу максимально быстрой езды - от 80 до 100 км/ч.
Специально для вождя было разработано безопасное сиденье, которое установлено по центру салона между передними и задними сиденьями. Однако, осторожному Сталину и этого показалось мало, он предпочел полностью закрытый и бронированный аналог.
— Разрабатывался всегда сначала лимузин, затем седан, и только потом кабриолет. Так что все представленные здесь парадные автомобили имеют свой прототип - лимузин. Для ЗИС 110 это абсолютно аналогичный ЗИС 115 - крытая и бронированная,— поясняет Алексей Насонов.
Звездный час этого кабриолета настал уже после смерти Сталина - машина, прямо из которой можно было общаться с народом полюбилась Хрущеву. Специально для него разработали полноприводный вариант ЗИСа, на котором можно было бороздить целину.
— Никита Сергеевич любил проезжать по улице, заполненной народом, махать рукой и общаться с людьми прямо из машины. Он считал, что он народный руководитель и бояться ему нечего. Специально, чтобы махать рукой было удобно во время езды к таких кабриолетах всегда есть поручень, за который можно держаться другой рукой.
Вторая звезда коллекции - «космический» ЗИЛ 111 В. Именно этот кабриолет встречал после возвращения из полета Юрия Гагарина. Машина участвовала во всех парадах того времени и перевезла рекордное количество именитых космонавтов. Однажды, автомобиль даже стал свидетелем покушения на Брежнева. В 1969 году на нем ехали 4 легендарных космонавта. Машина шла первой в кортеже, но пули террориста в нее не попали.
Брежнев, в отличие от Сталина любил «погонять», а тяжелые бронированные ЗИЛы не могли доставить генсеку такого удовольствия. Главным требованиям к машинам для первых лиц всегда оставалась безопасность и уверенное движение, а не скорость. Машина должна быть настолько крепкой, чтобы при столкновении с грузовиком последний мог отлететь в противоположную сторону. Такая броня обеспечивала плавный ход и максимальную защиту вождя, но не позволяла насладиться быстрой ездой.
— Есть байка, почему в России традиционно были плохие дороги. Уникальная подвеска представительских автомобилей обеспечивала плавный ход на любом бездорожье. Пассажир не чувствовал никаких кочек и выбоин. Поэтому, шутили, что первые руководители страны просто не знали о реальной ситуации на дорогах, - рассказывает эксперт.
— А Путин любит погонять?, - попыталась я выведать государственную тайну.
В ответ сотрудник музея ФСО только таинственно улыбается.
Технический собрат машины Путина «Аурус Сенат» развивает скорость до 250 км/ч, что значительно превышает скоростные параметры ЗИЛов. Насколько машина действительно похожа на президентскую в ФСО не говорят - все разработки и информация об «Аурусах» пока под грифом «секретно».
Машина крупнее своих предшественников - больше пяти метров в длину и двух в ширину. Рабочий объем двигателя 4400 кубических см, мощность - 598 лошадиных сил. Дверь раз в 5 тяжелее обычной - теперь я понимаю, почему двери машины первым лицам всегда открывают крепкие охранники.
Салон отделан мягчайшей кожей - в такой машине можно не только проехаться на параде, но и комфортно поспать. Проехаться, к сожалению, не разрешают, но эксперты заверили - у машины такой плавный ход, что выспаться и правда получится. Выходит, президентский «Аурус» продолжает традицию «защищать» руководителей страны от реалий российских дорог - такой мощный автомобиль не заметит никаких выбоин.
Директор Музейно-выставочного технического центра Автомотоклуба ФСО России Сергей Паронджанов поясняет, что эти экспонаты - только приоткрывают завесу тайны над сокровищами Гаража особого назначения. В следующем году на ВДНХ откроется постоянный музей, где будут представлены непосредственно те машины, которые ежедневно возили всех вождей и президентов страны, а не их парадные аналоги.
Самыми уникальными будут автомобили из гаража Владимира Путина. По словам директора музея, найти машину, на которой ездил лично президент с 2000 годов невозможно - все списанные авто никогда не выставлялись на продажу и хранились только в гараже спецслужбы.