По данным авторов законопроекта, в стране зарегистрировано не более 30% от всего фонда гаражных построек. Работавшие над текстом документа два года Минэкономразвития и Росреестр рассчитывают, что «гаражная амнистия» позволит облегчить жизнь 4–4,5 млн автовладельцев.
Проект содержит поправки в действующее законодательство «в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены». Вступить в силу нововведения должны, как рассчитывают их авторы, в 2021-м, и продлится амнистия до 2025 года.
Эксперты, опрошенные «МК», в один голос утверждают, что вопрос назрел уже давно и даже успел перезреть. Россияне годами не могут оформить в собственность машино-места из-за отсутствия правоустанавливающих документов. А в федеральном законодательстве зияют дыры: там попросту нет определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».
Новый законопроект эти пробелы ликвидирует, но его положения будут распространяться не на все гаражные строения. Легализации подлежат только те из них, которые построены на принадлежащих муниципалитетам земельных участках до 2004 года. Этот срок обусловлен тем, что именно тогда в силу вступил Градостроительный кодекс.
Чтобы получить права на земельный участок, на котором расположен гараж, владельцу потребуются данные о погашении пая (части стоимости объекта) в гаражном кооперативе. Кроме того, необходимо будет предоставить решение о распределении гаража, чеки о внесенных платежах за эксплуатацию, документы технической инвентаризации. Региональные власти по своему усмотрению могут добавить в этот список документы, необходимые для приобретения земли под гаражом.
Эксперты признают важность и социальную значимость предстоящей «гаражной амнистии», но находят в предлагаемых мерах и свои «подводные камни». Ведь помимо легализации одновременно законопроект позволит сносить объекты или изымать их у тех, кто не сможет документально доказать, что платежи за эксплуатацию или паи на приобретение своевременно оплачивались. И это может коснуться не только самовольных и стихийных построек. «Надо учитывать, что в большинстве своем те, кого коснется нововведение, — граждане, имеющие гаражи еще с советских или первых постсоветских лет. Эта категория людей — по большей части с ограниченными доходами и юридически неподкованные. При желании местные власти могут обвести их вокруг пальца и изъять наиболее привлекательные участки в пользу девелоперов», — предупреждает топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода.
При этом эксперт полагает, что плюсов в этой истории намного больше: «Прозрачный и регулируемый сегмент даст спокойно спать честным россиянам, выплатившим ранее свой пай в гаражных кооперативах; снизится уровень недобросовестных практик по купле-продаже неучтенных государством объектов недвижимости; наконец, получится изжить правовые изъяны 90-х годов. Легализация машино-мест может подстегнуть создание и новых кооперативов, разгрузить сверхуплотненные стояночные места у домов жителей крупных городов».
Доктор экономических наук Сергей Смирнов считает главным в предстоящей амнистии то, что она дает владельцам гаражей определенную правовую защиту: «Если частный гараж, внесенный в Росреестр в результате амнистии, попадает в зону сноса, который осуществляется в интересах государственных либо муниципальных субъектов РФ, гараж будет снесен, но собственник по закону обязательно получит какое-то возмещение».