Помните, что случилось в 2014 году? Тогда рубль рухнул в два раза относительно доллара, что, естественно, повлекло за собой повсеместный рост цен. Но автопроизводители не могли так же резко взвинтить стоимость своих товаров — и чтобы не шокировать народ, были вынуждены делать это постепенно. Чуть ли не каждый месяц (а то и чаще) машины дорожали на несколько десятков или даже сотен тысяч рублей, потихоньку устраняя дисбаланс между рублевыми и валютными ценами.
И хотя сейчас эта разница уже устранена, потери автокомпаний, как утверждают их представители, за прошедшие годы полностью не компенсированы. Поэтому они не упускают каждого удобного случая делать свои автомобили чуточку дороже. Кстати сказать, компании Volvo, BMW, Chery уже объявили о повышении цен с нового года. Остальные автопроизводители пока осторожны с высказываниями.
Но поводов для роста цен хватает и без этого. Так, в минувшем году вырос НДС, а с 1 января 2020 года в России повышаются ставки утилизационного сбора — в среднем примерно на 111%. Напрямую это должно ударить только по импортируемым автомобилям, поскольку за машины российской сборки автопроизводители получают от государства субсидии. Но когда цены на «чистые» иномарки пойдут вверх, компании под шумок начнут переписывать прайс-листы и на локальные модели — субсидии субсидиями (которые, кстати сказать, не столь и велики и не компенсируют всех потерь от утильсбора), но баланс цен в долларовом эквиваленте нужно сохранять.
Кроме того, с марта 2020 года в России вводятся так называемые этикетки энергоэффективности, на которых будут указываться данные о потреблении топлива автомобилем и уровне вредных выбросов — нечто подобное мы уже видим на бытовой технике. И хотя Минпромторг уверяет, что их внедрение не повлияет на стоимость машин, исключать этого пока нельзя.
Помимо «одноразовых» причин роста цен на них традиционно скажется инфляция, которая официально составляет около 4% в год. Аналитики ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) ожидают, что с учетом всех факторов автомобили подорожают в среднем на 5%, а по самому пессимистическому сценарию — на 7–10%. Но, как и прежде, этот рост не будет одномоментным — он растянется на весь год.
Иными словами, если есть возможность купить машину сейчас — не стоит с этим медлить. Дешевле автомобили точно не станут.