Президент Медведев несколько раз требовал навести порядок в этой сфере и поручил к 1 июля этого года подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра транспортных средств или о полной его отмене. На пресс-конференции 18 мая он заявил, что техосмотр нужно вывести "из-под милиции и сделать максимально простым", например, совместив его с заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). По мнению главы государства, такое решение позволит данную процедуру превратить в достаточно формальную.
Согласно постановлению правительства, подписанному премьером Путиным, техосмотр автомобилей, которые должны были пройти его в 2011 году, переносится на год, а новые авто будут проходить техосмотр без диагностики. Эти нововведения значительно упрощают процедуру ТО, вызывавшую в последнее время много нареканий.
Законопроект, передающий функции техосмотра транспортных средств от ГИБДД коммерческим структурам, Госдума приняла в первом чтении в начале июля прошлого года. Спустя почти год удалось, наконец, согласовать окончательный текст законопроекта о ТО, второе чтение которого неоднократно переносилось.
Согласно новой редакции документа, автовладелец сможет заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) только, предъявив талон техосмотра. Проводить техосмотр будут аккредитованные технические центры, так называемые операторы технического осмотра. Их аккредитацией будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА), а правила аккредитации установит Минэкономразвития. Чтобы цены на ТО значительно не выросли, законопроектом определяется, что предельные тарифы и методику расчета цен на услуги технических центров установит Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Каждый регион сможет регулировать эти тарифы, правда, только в сторону понижения.
По мнению главы комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, цены на техосмотр, скорее всего, повысятся, и стоимость этой процедуры может составить до 3 тысяч рублей. В настоящее время стоимость техосмотра легкового автомобиля в Москве составляет 690 рублей, грузового автомобиля массой до 3,5 тонн - 790 рублей, массой от 3,5 до 12 тонн - чуть больше 1 тысячи рублей.
Новые автомобили (до 3 лет, начиная с года выпуска) не будут проходить техосмотр. Далее для владельцев автомобилей (в том числе грузовики до 3 тонн) от 3 до 7 лет устанавливается необходимость прохождения ТО раз в 2 года, а машины старше 7 лет будут обязаны делать это ежегодно.
Однако такси, автобусы и маршрутки, то есть все те, кто занимается перевозкой пассажиров, должны будут проходить техосмотр каждые полгода, а грузовики свыше 3 тонн, спецтранспорт (полицейские машины, скорая помощь) - раз в год.
Законопроект устанавливает двухлетний переходный период с начала действия закона в случае его принятия - с 1 января 2012 года. В этот период автовладельцы смогут обращаться как в действующие сейчас центры по прохождению техосмотра, так и во вновь созданные структуры, при необходимости законодатели смогут вносить в закон поправки, исходя из практики его применения.
Планируется, что в будущем данные о прохождении ТО будут включаться в специальную автоматизированную базу данных. Однако первое время автовладельцам еще будет выдаваться сам талон, который они должны будут предъявить страховой компании.
С момента вступления в силу нового закона автовладельцы не будут привязаны ни к региону, ни к муниципальному образованию при прохождении ТО, то есть они смогут пройти процедуру в любом техцентре страны.
Законопроектом также предусматривается минимальная достаточность наличия станций или пунктов техосмотра в субъектах Федерации. "Предусмотрена минимальная достаточность наличия пунктов техосмотра в регионах. Это обязанность региональных властей - обеспечить наличие достаточного количества пунктов и следить за тем, чтобы в регионе не было картельных сговоров", - сказал депутат Шишкарев журналистам ранее.
В законопроекте предусмотрен механизм защиты автовладельцев от злоупотреблений при проведении процедуры техосмотра. В частности, водитель на любом этапе прохождения ТО сможет забрать документы и уехать в другой техцентр, если увидит, что ему навязываются те или иные услуги.
Кроме того, законодатели впервые вводят солидарную ответственность техцентров и водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП. Если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО не была соблюдена или проведена халатно, и это стало причиной ДТП, то техцентр будет отвечать за такие нарушения.
Третье чтение законопроекта может состояться 15 июня и уже до 1 июля документ может быть подписан президентом.