С 1 по 14 апреля Владивостокской таможней в порту Владивосток было выявлено 49 радиационно-опасных автомашин, прибывших из Японии, с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона. Превышение фона по гамма-излучению составляет от 2-3 до 6 раз, а у некоторых автотранспортных средств и больше. Также на машинах обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами - от 20-50 частиц/кв. см х мин. , а на некоторых до 100 и более.
Начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Дальневосточного управления Роман Фанин объяснил НТВ: «Радиоактивные частицы могут попасть внутрь организма и вредно на него повлиять. Попасть могут с воздухом, во время приема пищи, во время курения». В порт каждый день привозят из-за границы около 300 машин, поэтому число радиоактивных может увеличиться в разы.
Как рассказали РИА PrimaMedia представители Владивостокской таможни, дезактивация машин - процедура достаточно дорогая, да и технология эта у нас не отработана.
Но даже если владельцы машин или перевозчики готовы будут заплатить за дорогую процедуру, то представители порта не смогут ее провести. Для этого авто нужно будет переместить на спецплощадку, поскольку если "чистить" ее в порту, радиоактивные стоки уйдут в почву и в воду. Но перевезти куда-то машины невозможно, они находятся в статусе таможенного груза, перемещать который нельзя. Для этого нужны соответствующие предписания таможенных органов и территориального Управления Роспотребнадзора. В тоже время не пускать радиационно-опасные "японки" в порт тоже невозможно, на это также нет документов.
Кроме того, автомобили, зараженные снимаемым радиоактивным излучением, находящиеся сейчас в порту Владивостока не подлежат и утилизации. Скорее всего, они будут возращены в Японию или признаны пригодными для продажи на российском рынке. В данный момент судьба «фонящих» авто зависит от решения Роспотребнадзора. Об этом РИА «Дейта» сообщил начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов.
По его словам, для утилизации иномарки должны быть признаны радиоактивными отходами, уничтожение которых на территории России запрещено законом.
Напомним, в связи с сложившейся ситуацией руководство ВМТП уже обратилось в транспортную прокуратуру Приморья и прокуратуру Приморского края с жалобой на бездействие территориальных органов Роспотребнадзора в Приморье. Управление Роспортребнадзора до сих пор не приняло решения о дальнейшей судьбе "фонящих" иномарок.