Иветта Невинная
Публикаций: 483
В преддверии Нового года лауреат «Золотой маски» режиссёр Семен Александровский в соавторстве с драматургом Асей Волошиной выпустил премьеру site-specific спектакля «Фаза зеркала» в одной из самых романтичных локаций – в отеле. Особенности формата буквально делают зрителей соучастниками действия. Перед ними откроется 5 комнат, где 5 разных женщин раскроют свои тайны, связанные с 1 мужчиной. Любовь, ревность, алчность, страх, наследство и красное вино.
В Бахрушинском музее огласили имена победителей единственной в России премии книг об искусстве театра. Среди лауреатов – труды об истории БДТ, о Вахтанговском, Казанском и Башкирском театрах, а также изданные дневники актера Ивана Кудрявцева и биография режиссера Александра Дунаева. Вели церемонию – актеры РАМТа Мария Рыщенкова и Евгений Редько.
Под конец календарного года на Малой сцене МХТ им. Чехова показали 4-х часовое погружение в непростую прозу советского писателя Андрея Платонова. Режиссер Наталья Назарова давно известна работами в кино. Однако на большой театральной сцене ставит впервые. Она рассказала о работе над «Ювенильный морем», комедией сквозь слезы и вреде театрального интонирования.
Несмотря на пандемию, христиане со всего мира продолжают активно готовиться к наступающим зимним праздникам. Для католиков они начнутся уже завтра, с праздника Рождества Христова. Традиционно к этому дню американские церкви проводят ряд музыкальных концертов с использованием старинных органов, многонаселенных хоров и торжественных песнопений. В этом году, по понятным причинам, концерты пришлось отменить, но церковь Святого Иакова в Луисвилле придумала способ вернуть музыку людям.
Недавние раскопки в тропических лесах Амазонки открыли тысячи наскальных рисунков, изображающих огромных существ Ледникового периода. Общая длина «полотна»– 12,5 километров. Согласно выводам исследователей из британского Университета Эксетера, эти картины, вероятно, были сделаны около 11 800-12 600 лет назад.
Только на первый взгляд музыкальная индустрия состоит из исполнителей, музыкантов, их продюсеров и авторов песен. Но это только верхушка айсберга, видимая большинству. Настоящие большие деньги распределяются между звукозаписывающими компаниями и музыкальными издательствами, которые целиком контролируют авторские права и потоки реализации. Однако уходящий год, заморозивший всю концертно-гастрольную деятельность, всколыхнул и эту прочную индустрию.
К 160-летию Антона Чехова и к 47-летию Сергея Безрукова художественный руководитель Губернского театра подарил себе и зрителям «Дядю Ваню». Среди овощной рассады, разложенной на пустых зрительских креслах, живых кустов роз и корзин спелых яблок разворачиваются знаменитые сцены из деревенской жизни. Только в переосмысленной версии пьесы приглушенные проблемы скучающих интеллигентов звучат запредельно громко. Ведь речь идет о запретной любви и спасении души.
40 лет назад, в декабре 1980 года был убит Джон Леннон. С тех пор он стал не просто звездой мегапопулярной группы The Beatles, но и богоподобной иконой по всему миру. Некоторые до сих пор используют его образ для своеобразного поклонения, кто-то переносит Леннона в параллельные вселенные, внедряет в комиксы, новеллы, фильмы. Его противоречивая жизнь получила неоднозначное продолжение после смерти. Хотя мифов здесь куда больше, чем правды.
15 декабря театр «Современник» простился со своим легендарным артистом — Валентином Гафтом. Всего год назад через эти белоснежные колонны проносили гроб с телом бывшего художественного руководителя Галины Волчек. Тогда говорили — дом осиротел. Ведь он лишился матери. Теперь «современниковцы» проводили в последний путь еще одного члена театральной семьи, друга, наставника, небесную величину, к которой каждый боялся подступиться и на которую все равнялись.
Прощание с Валентином Гафтом прошло в его родном московском театре "Современник" 15 декабря 2021 года. Похоронят артиста на Троекуровском кладбище. Валентин Гафт скончался в 85 лет от последствий инсульта 12 декабря в подмосковных Жаворонках. Мы ведем онлайн-трансляцию траурной церемонии.
14 декабря в торжественной обстановке, в компании именитых учеников и семьи Олега Табакова Владимир Машков открыл «веселенький» памятник мастеру. Этот эпитет, который не раз повторял сам Табаков в адрес актерского ремесла, точно отражает концепцию новой работы скульптора Александра Рукавишникова. Его «Атом Солнца» — не величественная конструкция на постаменте, на которую страшно дышать, а интерактивная скульптурная композиция, которую можно потрогать руками или пройти насквозь.
Валентин Гафт прославился не только неподражаемыми образами в кинолентах, актерскими и режиссерскими работами в театре, но и точнейшими литературным творчеством. Он написал несколько книг, среди которых «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь — театр» (1998) в соавторстве с Леонидом Филатовым, «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Тени на воде» (2001), «Красные фонари» (2008) и десятки едких, ёмких и точных эпиграмм.
В 85 лет остановилось сердце Валентина Иосифовича Гафта. Последнее время он был прикован к постели, частично парализован, с трудом говорил, но всех узнавал. А сегодня ушел в вечность. Говоря об артисте такого уровня, невозможно ограничиться словом «великий». Он был легендой при жизни, чья работа в театре, кино, литературе укрепляла веру в великую силу искусства. Режиссер и художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз не раз работал с Гафтом в театре.
Трагедия великого английского драматурга Уильяма Шекспира не устаревает уже 416 лет. За это время ее ставили более 80 раз на родине и порядка 40 раз в России. Теперь, усилиями петербургского режиссера Андрея Гончарова, свой вариант «Отелло» появился в Театре на Таганке – без расовых акцентов, гендерных заморочек, но с возрастными ограничениями.
Пока границы со Швецией остаются закрытыми для туристов, единственный способ оказаться на родине всемирно известной писательницы Астрид Линдгрен – отправиться в путешествие по ее сказкам. Тем более что в новом пространстве Театра Наций специально для этого соорудили вместительный деревянный шалаш и притащили туда кучу интереснейших древностей – трещетки, трубу от водостока, даже диапроектор. Трогать можно все! Но только тем, кто дослушает сказку до конца.
Злодей, мерзавец, исчадие ада… Какими только эпитетами не наделяли шекспировского Ричарда III более чем за 400 лет существования пьесы. Он притягателен, коварен и умен. Бездна самопознания, мечта для любого артиста. Александр Домогаров болел этой ролью несколько лет, пока однажды не приручил ее в одноименном спектакле на сцене Театра им. Моссовета. Теперь он и есть Ричард, раскрывающий в спектакле не только личность кровавого монарха, но и самого себя.
Конец календарного года продолжают сокрушать трагические вести, и счет жертвам в культурном мире идет уже на десятки. Сегодня не стало советского и российского актёра театра и кино, заслуженного артиста России Александра Самойлова. Он умер от коронавируса в возрасте 68 лет.
При 25% зала, с давлеющими и необходимыми ограничениями, под частые напоминания о важности ношения масок и перчаток в легендарном зале Вахтанговского театра наградили зрительских любимцев. Часть из них скрылась за цифровыми технологиями – выступала онлайн – а другая, преимущественно возрастная категория, приехала на Старый Арбат, чтобы лично отблагодарить зрителей за любовь, преданность и театральную избирательность. За чествованием лауреатов наблюдал корреспондент «МК».
В культурном мире принято отмечать юбилеи значимых персон и событий. Но это не значит, что грандиозные фиаско в искусстве надо забывать. Ровно 10 лет назад у шоу «Человек паук: выключить тьму» (Spider-Man: Turn Off The Dark) показали первое злополучное превью на Бродвее, означавшее начало его движения к легендарным мюзикловым фиаско.
К басням редко обращаются в последнее время. Школьные учителя уделяют пару уроков в курсе литературы для пятиклассников, а потом абитуриенты актерских факультетов читают избранные экземпляры приемной комиссии. До театра они доходят еще реже. Поэт и режиссер Влад Маленко сам пишет басни. Только, в отличие от классического творчества Крылова, Лафонтена, Михалкова, его герои наделены внешними атрибутами современности – ежи-скинхеды, гламурная креветка, нефтяной олигарх.
В Доме актера им. Яблочкиной рассказали трагическую историю обитателей концлагеря Терезиенштадт языком театра, музыки и юмора. Доподлинную летопись жизни узников «образцового концентрационного лагеря-гетто для пожилых», а на деле – тюрьмой с пропагандистскими целями в мире рассказывают уже 27 лет. В России – впервые. Как искусство может ненадолго вырвать человека из холодных лап смерти и что такое «здоровый» черный юмор – узнал корреспондент «МК».
В Губернском театре подвели итоги III Международного большого детского фестиваля. Церемония прошла одновременно в двух режимах — вживую, собрав лауреатов, жюри и журналистов в зале, и онлайн, вещая для тысяч поклонников по всем регионам России. Лучших в 11 категориях определили дети, еще 4 специальные награды вручили их родители и руководители фестиваля.
Детско-музыкальный театр «Домисолька» отметил 30-летие. К сожалению, пока онлайн. За три десятилетия около 15 тысяч детей стали его воспитанниками, а многие из них и сейчас выходят на российскую сцену как самостоятельные артисты. О том, как все начиналось, о звездных воспитанниках и стоимости обучения мы узнали у руководителей театра — композитора Ольги Юдахиной и продюсера Ивана Жиганова.
Во время разрастающейся пандемии, когда цифры зараженных ежедневно бьют рекорды, а ограничения для учреждений культуры делают их работу почти невозможной, состоявшийся фестиваль – событие поистине грандиозное. IV фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства сумел привезти в столицу все спектакли региональной программы. А экватором смотра стала злободневная комедия Владимира Мирзоева по пьесе Александра Островского «Доходное место».
В декабре весь мир будет отмечать 250-летие со дня рождения одного из величайших композиторов в истории – Людвига ван Бетховена. Мало кто знает, что ближайшая подруга композитора, стиравшая ему одежду и занимавшаяся всем домашним хозяйством гения, была величайшим фортепианным мастером XVIII века и к тому же успешной бизнес-леди, что само по себе казалось нонсенсом для патриархального уклада Германии того времени. Ее звали Наннетта Штрейхер.
Российский актер Борис Щербаков возмутил россиян недавним высказыванием об отсутствии работы и скудном рационе. Всему виной, мол, проклятая пандемия. За несколько часов интернет-пользователи написали свыше десятка комментариев: от предложений финансовой помощи до гневных проклятий в адрес артиста. Мы дозвонились до Бориса Щербакова.
Теперь официально: Мадс Миккельсен заменит Джонни Деппа в третьей части «Фантастических тварей». Такое решение приняла студия Warner Bros., поддержав тем самым решение суда, который признал актера виновным в избиении бывшей супруги Эмбер Хёрд. Фанаты уже создали петицию и намерены бойкотировать картину. Хотя Депп внакладе не останется — актер получит 10-миллионную неустойку за один отработанный съемочный день.
Пока одни культурные институты по всему миру едва сводят концы с концами, другие – активно развивают бизнес. И такой внезапный успех напрямую связан с пандемией. В отличие от театров и музеев для просмотра сериалов не требуется соблюдать дистанцию, носить средства индивидуальной защиты, да и вообще выходить из дома. Таким образом, тв-шоу и сериалы стали чуть ли не единственными средствами спасения в карантин, а Netflix, в свою очередь, – мощнейшим стриминговым гигантом.
«Какое-какое море? Ювенильное?» — то и дело спрашивают герои одноименной повести Андрея Платонова. Им и о чашке пресной воды-то тяжело думать, когда кругом раскаленный песок, голодный скот и смерть. А тут море: не простое, а глубинное, чистое, спасительное. Одним словом — мечта. Таков и новый спектакль на Малой сцене в МХТ им. Чехова — многослойный, кристально точный и пугающе смешной.
Пока COVID-19 усердно омрачает привычную действительность, в театре им. Моссовета играют на сцене «Под крышей» одну из самых популярных и азартных пьес Николая Гоголя «Игроки». Как почти двухсотлетнее произведение зеркально отражает проблемы и пороки XXI века, показывает команда молодых артистов театра под руководством режиссера Павла Пархоменко.