МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Иисус — суперзвезда? Это — от лукавого

Злоба дня

Фото: Геннадий Черкасов

«Пасха — великий православный праздник». По мне, главное слово здесь — православный. Однако, судя по окружающей нас сегодня действительности, эту точку зрения разделяют немногие. Ведь что такое Пасха, если по-настоящему? Это в первую очередь длительная к ней подготовка. Физическая, а главная — духовная. Не просто воздержание от скоромной пищи в пост, но и молитвы, посещение церковных служб, исповедь, причащение. Тогда человек подходит к празднованию Пасхи с подготовленной душой и ощущает ту самую божью благодать, ради которой и идет на добровольные послушания.

Но в России в последнее время заставлять душу и ум трудиться становится как-то обременительно и оттого немодно. И здесь дело не только, даже не столько в последствиях социалистического прошлого, когда влияние православной церкви стремились ограничить, и несколько поколений россиян в итоге выросли вне религии и ее канонов. Даже наоборот, во времена СССР вокруг церковных праздников витал ореол загадочности, некого чуда, который притягивал и завораживал. В итоге люди шли на тот же крестный ход толпами, и приходилось выстраивать милицейские кордоны, чтобы как-то справиться с человеческим наплывом и хотя бы направить его в нужном направлении. Но частенько за милицейское ограждение и вовсе просто не пускали. Крестный ход тогда можно было сравнить разве что с первомайской демонстрацией, только не на отдельно взятой Красной площади, а повсеместно возле каждого мало-мальски действующего храма, а зачастую и не действующего тоже.

Сегодня же не просто разрешенную, реабилитированную властью, но и всячески культивируемую в народе Пасху уместнее всего сравнить с празднованием Нового года. Во-первых, все отмечают, даже не православные. Это, строго говоря, правильно, это — в рамках церковных канонов: на Пасху принято угощать всех желающих, включая иноверцев, куличами и крашеными яйцами. Но не как вкусной едой, а как символом. Сегодня же люди празднуют зачастую не оттого, что верят в Бога, и не просто верят, а живут по его заповедям, а потому что «лишних праздников не бывает». Во-вторых, все та же полночь. Только вместо курантов — колокола. Зато президент и там, и здесь присутствует. На Новый год — поздравляет, на Пасху — стоит службу со свечкой в руках. Ну и, конечно, праздничный стол, гости, поздравления друг другу, подарки. Чем не Новый год?

Самое печальное, что такое упрощение восприятия великого церковного праздника происходит одновременно с упрощением духовного мира россиян в целом. Как это ни странно может показаться, но упор на выпуск востребованной большинством бульварной литературы, засилье пустых развлекательных программ на телевидении и даже сокращение часов на изучение русского языка в школе — все это в конечном итоге влияет и на неправильное восприятие праздника Пасхи. Просто как очередной «вкусной развлекухи», а не как необходимости и, главное, потребности совершить большую внутреннюю духовную работу над собой ради причастности к испокон веков идущему, даже не церковному, а религиозному в высшем смысле этого слова обряду и таинству.

Конечно, проблема формирования правильного внутреннего, а не внешнего отношения к вере сегодня больной вопрос во всем мире, ибо современный человек куда больше потребитель материальных благ, чем духовных. И уже давно никого не удивляют, скажем, в Америке развешанные в городах афиши, на которых значится: «Проповедь. По окончании — просмотр фильма «Матрица». Но Россия всегда отличалась от Европы и Америки (и заслуженно гордилась этим) куда более высокой душевностью и, как следствие, более строгими требованиями к искренности, жертвенности и вере. Поэтому когда во Всемирной паутине идет интернет-трансляция в прямом эфире церковной пасхальной службы (и набирает куда большее количество просмотров, чем концерт Земфиры в «Лужниках»), это рождает не только гордость: Пасха важна даже для молодежи, погруженной в призрачный, виртуальный мир. Эта всеохватывающая информативность вызывает также и опасение: а не превращается ли окончательно церковная служба в пусть высокостатусное и бьющее все рекорды по популярности, но все-таки шоу? Ведь вера должна зарождаться, пробиваться и расти в тишине, в том числе в уединенности и отрезанности от внешнего мира церковного храма. Потому что проповедь и пиар-пропаганда — это совсем не одно и то же. Только тогда сформируется нужный плод — человек по-настоящему верующий, а значит, честный, искренний и милосердный.

Я не говорю, что тем, кто не постился, не посещал церковь, не был на пасхальной службе, надо отказать себе в куличе и крашеных яйцах. Просто, отмечая Пасху, не забывайте, что главное здесь — не праздничный стол, а фраза «Воистину воскресе!». Ведь лозунг «Иисус — суперзвезда» — ироничный и привнесенный. А истиной является простая русская поговорка: кесарю — кесарево, Богу — богово.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах