Сначала блогеры, потом депутаты, следом источник в Администрации Президента и, наконец, руководство ГУМа потребовали немедленно, в трехдневный срок, снести с лица Красной площади выставочный павильон «Душа странствий» — стилизованный под огромный чемодан, декорированный монограммой «LV» (Louis Vuitton) и российским триколором.
Чемодан — точная копия багажа, принадлежавшего князю Владимиру Орлову, генерал-лейтенанту, входившему в самый близкий круг Николая II. Открыть широкой публике его содержимое должны были 2 декабря и до 19 января включительно радовать посетителей настоящими дорожными сумками, саквояжами и ридикюлями, принадлежавшими Айседоре Дункан, Грете Гарбо, Эрнесту Хемингуэю, Катрин Денев и прочим очень важным персонам. Все вырученные деньги должны были пойти в благотворительный фонд «Обнаженные сердца».
Глава фонда, российская супермодель Наталья Водянова, напомнила у себя в Фейсбуке: «В 2009 году благодаря пожертвованиям модного бренда фонд построил три игровых площадки в Екатеринбурге, а в 2012-м занимался игровой реабилитацией детей, пострадавших от наводнения в Крымске».
«Добавлю, что если выставка не состоится, то не только мы с вами окажемся лишены увлекательного путешествия в историю и красоту, но также не будут привлечены благотворительные средства от продажи билетов, которые изначально предлагалось перечислить в фонд помощи российским детям «Обнаженные сердца». Будем надеяться, что выставку не отменят, а лишь перенесут в другое место», — закончила Водянова.
Лет десять назад аббревиатура «LV» (произносится — «лавэ») была в широком ходу. Происходила она от английского «life values» (в дословном переводе — «жизненные ценности») и использовалась для измерения уровня успеха того или иного персонажа. В свою очередь «лавэ» тоже имела свои условные единицы. В их роли выступали не столько деньги, сколько атрибуты красивой жизни.
Будь ты хоть миллионером, но если едешь на работу, допустим, в Госдуму, на жалком служебном «Мерседесе» — легко сойдешь за лоха.
И наоборот, даже если зарабатываешь депутатские крохи, как Владимир Жириновский, но передвигаешься на эксклюзивном «Майбахе», или, как патриарх, носишь часы «Брегет» — никто не усомнится: ты человек серьезный. С «лавэ» у тебя порядок.
Сумки Louis Vuitton в системе «лавэ» — одна из ключевых ценностей. Объявление, сообщающее окружающим, что у ее хозяйки (или хозяина этой хозяйки) есть совершенно лишние несколько тысяч долларов.
Ситуацию несколько испортил шквал китайских подделок, заполонивших подземные переходы и, как следствие, — улицы и вагоны метро. Легендарный бренд, чей основатель когда-то совершил технологическую революцию в моде, стал ассоциироваться в РФ не только с пошлостью, но и с лохотроном.
Короче, что бы там ни говорила Наталья Водянова, но гигантский чемодан от Луи Виттона на Красной площади — так себе кандидатура для воспитания у москвичей и гостей столицы хорошего вкуса.
Однако ситуация со сносом чемодана по степени абсурдности превышает любую неуместность его появления на Красной площади.
Даже не хочется останавливаться на скучном перечислении претензий, предъявляемых к сундуку. Как не хочется напоминать взбешенным депутатам, объявившим брусчатку «сакральным местом», что буквально несколько месяцев назад на ней красовался огромный зеркальный куб, где проходил показ осенне-зимней коллекции другого французского модного дома.
Вообще, не считая обязательного Парада Победы и торжеств по случаю Нового года, Красная площадь постоянно преображается то в гигантскую клумбу, то в сцену, то в каток. До чемодана здесь гарцевали на лошадях, летали на мотоциклах, играли в стритбол... И все это — без всякого вреда для патриотических чувств.
Но реакция Кремля и общественности на чемодан сделала из выставочного павильона полноценный арт-объект. А из факта его сноса — настоящий перформанс. В этот чемодан, как в одноименной повести Довлатова, вдруг поместилась вся наша жизнь.
Чемодан тут же превратился в одушевленный предмет. Обзавелся собственным Твиттером. А скоро наверняка обзаведется и колесиками, поедет с гастролями по Москве: от парка Горького до ВВЦ. А там, глядишь, и до мордовской колонии добредет: отправился же туда один прежний перформанс.
Поэт Сергей Гапонов отреагировал на чемоданную историю четверостишием:
Зачем нам, Господи, майдан,
когда у нас есть Магадан,
по тхэквондо девятый дан
и от Виттона чемодан.
И правда — зачем?