МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ход правосудия «троянским конем»

Злоба дня

Фото: Наталья Мущинкина

Письмо участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из мордовской колонии, где она отбывает наказание, взорвало общественность. Девушка, по сути, оказалась «троянским конем». Можно было бы предположить, что это именно «враги Кремля» спланировали отправить Толоконникову не в образцово-показательную тюрьму, а в одно из самых опасных и отвратительных мест, где обращение с женщинами просто фашистское. И теперь ее письмо о жути, творящейся за решеткой, в топе новостей. Главная тема для зарубежной прессы, которая со злорадством констатирует: ГУЛАГ в России никуда не делся!

Перформанса от осужденной Толоконниковой ждали давно. Уж больно скандальная девица! Но шли недели, месяцы, ничего не происходило — чувство тревоги у «верхушки» притупилось. И тут — бац! — это письмо. В нем Надежда пишет такое, от чего волосы дыбом встают. О том, что работают заключенные женщины с 7.30 до 0.30 и получают по 29 рублей в месяц. Что на сон им отводится не больше 4 часов и не делается «поблажек» даже для старых и больных. Что подмываются женщины в скотских условиях, которые унижают само человеческое достоинство. Что в качестве наказания им запрещают ходить в туалет. Что опять-таки в наказание не пускают погреться в помещение в мороз, и заключенные отмораживают себе конечности (одной даже ампутировали ногу). Что запрещается есть собственную еду, а та, что подается в колонии, приготовлена из испорченных продуктов.

Слышим ли мы все это в первый раз? Куда там. Генпрокуратура по итогам проверок раз десять на моей памяти писала о нарушениях трудового законодательства за решеткой. Правозащитники постоянно сообщают о пытках и смертях.

— Ну вот зачем, зачем они отправили ее в Мордовию? — недоумевают даже правозащитники. — Хуже места в системе ФСИН нет. Обращение с женщинами просто фашистское. И ведь могли бы спокойно посадить ее, скажем, в подмосковную, можайскую, где осужденные в КВН играют и конкурсы красоты проводят. Но нет, система сама себя высекла, как та унтер-офицерская вдова. Да, для всех нас это, конечно, плюс. Если бы не Толоконникова, никто бы не знал о мордовских ужасах, и тысячи женщин загибались бы там во время рабского труда. А так есть шансы, что теперь что-то изменится. Слишком уж много шума.

«Много шума из ничего» — есть и такое мнение. Вот, скажем, актриса Наталья Захарова, которая отбывала наказание в костромской колонии (осудил ее французский суд, и она была депортирована в Россию), смотрит на все это с другой стороны:

— Когда я была в тюрьме во Франции, меня били чуть ли не каждый день, в камере было минус 10. Неужели же я буду лить слезы по Толоконниковой? Если она считает, что не должна быть там, почему не выбрала для плясок более подходящее место, а не храм, где отпевают покойников и крестят младенцев? Ее, конечно, надо было просто выпороть ремнем и отпустить с Богом. И тогда бы не поднимались в ее защиту такие личности, как Пол Маккартни. То, что происходит с ней в колонии, — шанс для нее осмыслить содеянное. Может быть, это и есть наказание Божье.

И все-таки можно как угодно относиться к Толоконниковой, но ее письмо заслуживает глубокого уважения. И ведь написала она его не для себя: ей до освобождения осталось всего полгода.

И в качестве постскриптума. Мне лично интереснее всего в этой истории другое: снимут ли начальника печально прославившейся колонии?! Верится в это с трудом. Тюремщики у нас сегодня — это каста неприкасаемых.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах