МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

У водителей захотели отбирать права после визита к врачу

Подробности законопроекта о «внеочередном медицинском освидетельствовании»

В ковидные 2020 и 2021 годы мы любили — помните? — волноваться по поводу цифрового тоталитаризма. И обсуждали в частности то, что врачей могут обязать сообщать в ГИБДД о диагнозах, несовместимых с вождением, чтобы их пациентов, разумеется, тут же лишали водительских прав. С тех пор появились новые поводы для волнения, но эта самая идея, как выяснилось, никуда не делась. Проект поправок, регламентирующих внеплановые медосмотры водителей, уже рассматривает Госдума.

Фото: Геннадий Черкасов

Изменения планируется внести прежде всего в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Туда авторы поправок предполагают внести термин «внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств». Такое освидетельствование будут проходить те водители, у кого при регулярном медосмотре, других медосвидетельствованиях и при оказании медпомощи обнаружат заболевания, несовместимые с вождением.

Пройти это внеочередное освидетельствование нужно будет в течение не более чем 20 суток после предписания. Если диагноз подтверждается или водитель не является на медкомиссию в срок, водительское удостоверение аннулируется, его придется получать заново (и опять-таки через полный медосмотр).

Дополнительная поправка вносится и в федеральный закон о защите персональных данных, она разрешает передавать медицинскую информацию органам ГИБДД. Авторы специально указывают, что введение внеочередных освидетельствований не потребует дополнительных расходов со стороны государства.

Это и понятно. Потому что реестр освидетельствований уже существует в составе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а к врачам за медпомощью или очередными медосмотрами граждане обратятся и сами по себе. По обязанности или потому что стало плохо.

И вроде бы возразить тут нечего — если есть заболевание, при котором нельзя управлять автомобилем, так, значит, и нельзя. Именно эту логическую линию (она же и единственная) развивают авторы законопроекта в пояснительной записке. Мол, сейчас у нас медосмотр водителю нужно проходить всего раз в десятилетие. А вдруг у него в промежутке между плановыми осмотрами проявляется болезнь, при которой с рулем нужно немедленно завязывать?

И эта логика была бы неуязвима (порядок нужен? Нужен!). Если бы мы не видели довольно странный список болезней, при которых не продляют (а теперь будут, значит, и изымать действующие) водительские удостоверения. В этом списке, например, широкими мазками целые группы психических расстройств с классификаторами по МКБ-10.

Смотришь — и видишь там, например, депрессию, которая сейчас массовая и даже модная болезнь горожан, диагноз этот (с целью выписать рецептурные таблетки для нормализации самочувствия) ставят довольно многим. Или неврозы. Или — уж простите — в этом же самом списке значатся половые девиации.

Есть и другие болезни, влекущие не запрет, но ограничения. Например, «заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения». Чем отличаются противопоказания от ограничений? Формального различия в нормативных документах нет, да и новый законопроект подразумевает назначение внеочередного освидетельствования (с последующим лишением прав, если диагноз подтвердится) в обоих случаях.

Итак: жалуетесь доктору на головокружения — будьте готовы получить повестку на внеочередное освидетельствование и с большой вероятностью остаться без прав. Аналогично — с походами к психиатрам (в том числе частным, они тоже обязаны будут это делать) за таблетками от неврозов и депрессий.

К чему это приведет, думается, понимают примерно все живущие и водящие автомобиль в России. Последствие первое, весьма вероятное: процветут коммерческие медкомиссии, позволяющие «снять диагноз» за, как говорил Жванецкий, очень дополнительные деньги.

Да и обычным врачам опция «а давайте мы договоримся, и я не буду вносить ваш диагноз в базу» окажет ощутимую материальную помощь. В Москве некоторые частные психиатры уже научились так делать — чтобы рецепт выдать, а водителя гаишникам, наоборот, не выдать. Хорошо зарабатывают, говорят.

И второе. Наш водитель, особенно профессиональный шофер, особенно в регионах — это часто мужчина хорошо за сорок, с сидячим образом жизни, не самым здоровым питанием. При этом обычно небогатый, так что лишение прав для него — это разорение и конец всего. Как думаете, пойдет такой водитель к врачу, если будет знать, что рискует из-за этого лишиться работы? Ведь головокружение (как и давление, и кучу прочих симптомов, которые ведут к отводу профессионалов на предрейсовых осмотрах) вполне могут обнаружить. И снижение остроты зрения тоже.

В смежной сфере — у железнодорожников — недавно случилась рядовая трагедия: машинист, который ради возможности полноценно содержать семью набирал дополнительные часы работы за счет недосыпа, ловко «косил» от медосмотров, пока не умер прямо на рабочем месте. Если бы он отважился пойти к врачу с недомоганием, мог бы жить. Но посещение врача грозило ему отстранением от работы и разорением.

Это все к чему: порядок с медосмотрами и справками, конечно, нужен. И если бы мы на сто процентов доверяли государству — что медосмотры будут адекватными, а «лишних», безобидных болезней в черный список не внесут, — проблем бы вовсе не было.

Но с доверием — что к государству, что друг к другу — у нас не очень. А значит, вноси не вноси поправки, все будет как всегда. Только дороже.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах