МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сказка про выделенные полосы

Цена вопроса

Фото: Геннадий Черкасов

Есть такая работа — «цену обосновать». Это когда вы, например, находите среди вывешенных на сайте госзакупок лотов сумму, от которой глаза начинают медленно ползти на лоб, а потом среди приложенных документов видите заветный «Расчет НМЦК» (начальной максимальной цены контракта) — и все вроде бы становится прозрачно и понятно. В очередной раз внимание журналистов привлек заказ Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). На днях там предложили провести проектирование «выделенок» на четырех участках столичных дорог без малого за 7 миллионов рублей!

Стоит ли говорить, что «техническое задание» — верный помощник «расчета НМЦК» — изобилует подробными пунктами, что именно предстоит сделать исполнителю: провести «актуальные натурные обследования улично-дорожной сети» и подготовить фото- и/или видеоматериалы (это чтобы «определить существующую организацию дорожного движения»); сделать вывод об интенсивности движения транспортных потоков и пассажиропотоков; разработать проект организации дорожного движения со схемой движения транспорта и пешеходов на топографическом плане.

Такая схема в масштабе 1:500 должна включать светофоры, дорожные ограждения, остановки, существующие и проектируемые линии разметки, инфощиты, отстойно-разворотные площадки, пешеходные переходы, антипарковочные столбики и пр. Предложения надо согласовать с самим ЦОДД, ГИБДД, а еще общественными комиссиями и другими организациями.

Судя по техзаданию, речь идет именно о проекте, а не установке всех перечисленных столбиков и ограждений. Что нам подтвердили и в самом ЦОДД. Оценивается удовольствие в 6 миллионов 873 тысячи 455 рублей 94 копейки, из них — около полутора миллионов на инженерные изыскания и 4 миллиона с лишним — на разработку проектной документации, еще 1 млн — НДС. Итого — в среднем около 2 млн рублей на каждую «выделенку».

Так и вижу, как подобные кропотливые инженерные изыскания и разработку проектной документации проводили для Лужнецкого моста, где на выделенке автобус днем с огнем не сыщешь (сделали бы уже хоть выделенку по принципу реверсивной полосы), или на внушительной части Киевского шоссе.

— Учитывая, что в Москве была принята государственная программа развития транспортной системы на 2012–2016 годы, в рамках которой, в частности, рассказывали о внедрении в столице одной из самых современных в мире ИТС (интеллектуальных транспортных систем), способной мониторить и оперативно управлять движением транспорта, с фотофиксацией, тысячами видеокамер, детекторов, мощнейшими серверами, был открыт ситуационный центр ЦОДД — проанализировать транспортные потоки и дорожную ситуацию, по идее, можно очень оперативно, — говорит научный сотрудник Центра транспортного моделирования Егор Мулеев. — Уж точно не больше, чем за неделю. Кроме того, существует ГУП «МосгортрансНИИпроект», занимающийся проектированием инфраструктуры наземного городского транспорта: его опыта и информации тоже достаточно для быстрого расчета. Конечно, тенденция такова, что то, что раньше можно было сделать даже на коленке, сегодня делают с применением все более сложных технологий — так удобнее, точнее, но и дороже. Причем не всегда более сложное обоснование гарантирует рациональное решение. Во всяком случае, на первый взгляд мне тоже кажется, что проектирование выделенных полос могло бы быть экономичнее.

...Мне довелось погрузиться в работу ряда департаментов и даже изучить процесс рождения госзаказов. После этого у меня появилось неприятное ощущение, что временами не деньги ищут под важные проекты, а, наоборот, придумывают проекты под деньги, чтобы освоить бюджет. И что самое удивительное, иной раз таким образом на свет появляется что-то действительно полезное для города. Но вряд ли бы даже огромному Советскому Союзу, включая все принятые теперь оговорки о лагерях и шарашках, хватило средств на электрификацию, индустриализацию, космическую программу, если бы сметы выводили сегодняшним манером.

Хотя, с другой стороны, никакой инновации российские слуги народа не предлагают. «Они выдали себя за ткачей и сказали, что могут изготовлять такую чудесную ткань, лучше которой ничего и представить себе нельзя: кроме необыкновенно красивого рисунка и расцветки она отличается еще удивительным свойством — становиться невидимой для всякого человека, который не на своем месте или непроходимо глуп... Они притворялись, что снимают ткань со станков, кроят ее большими ножницами и потом шьют иголками без ниток». Ганс Христиан Андерсен, «Новое платье короля», 1837 год.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах