Как-то один опытный эксперт по погоде рассказывал мне, как во время подготовки к Олимпиаде-80 в Москве метеобюро едва не обмишурилось с прогнозом. Накануне открытия праздника директору звонили из Политбюро и строго спрашивали: «Вы уверены, что над «Лужниками» во время открытия Олимпийских игр не будет дождя?!» «Да. Уверены. Сто процентов!» — рапортовали синоптики... Ну а когда стадион был полон гостей, к Москве подползли тучи.
— Да, тогда нам было не до смеха, — вспоминают старые работники Гидрометцентра, — ведь по всем прогнозам должно было быть ясное небо. К счастью, до главного стадиона тучи все-таки не дошли. Мы, конечно, делаем долгосрочные прогнозы на основе математических вычислений, но иногда природа вносит в них свою корректировку.
Вот и во время зимних Игр в Сочи случилось мало ожидаемое. Еще накануне Нового года на пресс-конференции в «МК» глава Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд говорил о весьма благоприятном прогнозе на Олимпийские игры-2014. Высота снега уже тогда составляла 52 см. «Главное, для сохранения снежной шапки на сочинских склонах важна теперь не столько холодная погода, сколько отсутствие дождей», — говорил Роман Менделевич... Дождь, по прогнозу, прольется над Сочи уже во вторник, но даже его отсутствие при +17 также, увы, подпортило результаты многим атлетам зимнего спорта.
— Мы попали в так называемое «теплое февральское окно», которое случается в Сочи раз в 4–5 лет, — пояснили нам в Гидрометцентре РФ. — Обычно здесь, в горах, отмечаются слабо отрицательные значения температуры. Но в год Олимпиады природа словно решила подогреть страсти. Предвидели ли мы это? Предвидели, но до последнего надеялись, что среднеклиматическая норма все-таки возьмет свое. Волнение у всех было сильное. Для лыжни, конечно, лучше было бы на несколько градусов поменьше. Если в массовом забеге лыжников первые по свежему снегу пробегали хорошо, то следовавшим сзади доставалась уже разбитая лыжня, снег, похожий на мокрый сахар. Его, конечно, обрабатывали специальными реагентами, срезали верхний слой, а затем снова укатывали катками сервисмены, но все равно это не слишком помогало. Особенно быстро таяли освещенные солнцем участки.
К талому снегу воскресным вечером прибавился туман, который густой пеленой закрыл мишени перед биатлонистами. Пришлось перенести соревнования на утро понедельника, а затем еще дальше. Также не решились выступать в понедельник при слабой видимости сноубордисты.
Оказалось, что туман в сочинских горах, на высоте 1000–1800 метров, — это вовсе не туман, а облака. Сухой и теплый антициклон сменился на циклоническую погоду и пригнал к Сочи атмосферные фронты с Западной Европы. Проходя над заснеженной территорией, насыщенной влагой, эти воздушные массы и образовывали облака, которые буквально застелили сейчас некоторые склоны. Они, по словам метеорологов, образуются не везде — все зависит от ориентации склонов, направления ветров и еще многих условий.
Можно ли было разогнать эти коварные облака?
— Таких технологий у нас пока нет. Летом мы можем бороться с осадками, обрабатывая кучево-дождевые облака реагентами, чтобы те быстрее проливались дождем. Но с самой облачностью методов борьбы пока нет. Были эксперименты, но они широкого применения не нашли.
Итак, не исключено, что во вторник отмен соревнований не будет. В Сочи, по прогнозам синоптиков, ожидается прохождение холодного фронта с дождем у побережья и мокрым снегом в горах на уровне 1800—2000 метров. Низкая слоистая облачность, которая мешала в предыдущие дни целиться в мишень биатлонистам, должна уйти. 19 февраля условия для зимних соревнований будут еще лучше. Днем в горах ожидается +1...+3 градуса, а ночью — даже слабые отрицательные значения.
Напоследок я спросила у работников небесной канцелярии, которым выпала нелегкая миссия — прогнозирование погоды в зимнем Сочи, — не абсурдно ли было организовывать зимние старты в тропиках.
— А почему бы и нет? — ответили они. — Это получилось весьма экзотично. По словам директора МОК по медицинской комиссии Ричарда Баджетта, в Ванкувере было хуже — там было мало снега.
Главное теперь, чтобы этот снег не смыло дождем.