Казалось бы, при чем здесь эстафета? Эстафета – это когда палочку друг другу передают. Здесь все не так. Спортсмен-одиночник стартует в тот самый момент, когда сани представительницы его команды достигают финишной линии. Затем наступает черед «двоек». Секундомер при этом не останавливается. Зачет ведется по всем трем олимпийским дисциплинам
Наша команда в составе аксакала ледовых трасс Альберта Демченко, лидера женской команды Татьяны Ивановой и «двойки» Александра Денисьева и Владислава Антонова изначально рассматривалась одной из претенденток на награды: результаты на двух последних «Европах» позволяли надеяться на успех. Другое дело, к последнему чемпионату континента не очень уважительно отнеслись немцы. А этой сборной не принципиально, где вести борьбу: в Краснодарском крае, Санкт-Моритце или родном Кёнигзее. Гегемония бундесманншафт в скоростном виде спорта кажется вечной.
Кажется, половина гостей Олимпиады тем вечером была здесь, на «санках». Хотя подтаявший снег осложняет передвижение: толпа снует по грязи. Сделать с этим ничего нельзя.
А еще секьюрити перепугались, что обрушится пешеходный мост над желобом: оттуда открывался великолепный вид на вираж, и зрители расчехлили свои фотоаппараты (что там успеешь «поймать» непрофессиональной камерой – одно смазанное пятнышко?).
- Пожалуйста, проходите вперед! Это ОЧЕНЬ опасно.
Сотрудник безопасности стал напирать на толпу, та поворчала и стала спускаться вниз, но освободившиеся позиции через полминуты заняла аналогичная публика.
Сочи болел за наших спортсменов так, что даже в шлемах, возможно, были слышны отголоски кричалок, барабанов и даже… вувузел. Саночники ответили взаимностью: позади остались амбициозные США, Латвия, Италия, Австрия.
Пока не стартовала Натали Гайзенбергер. Она привезла Ивановой немного – около 0,3 секунды, Феликс Лох развил успех до 0,6, а два тёзки Тобиаса – Вендль и Арльт, вышли за целую секунду превосходства над Россией.
Знаете американскую «дрим-тим» по баскетболу? Германия на санях – тот же случай. В этих случаях говорят, что «серебро» не дешевле «золота». Тем более, медалей у российских саночниц в новейшей истории не было никогда.
- Мы всегда на Играх гонялись порознь, но мечтали проявить себя целой командой. Это большое удовольствие, - сияет чемпионка Игр Натали. Феликс по правую руку улыбается как всегда немного смущенно: сколько раз доводилось ему слышать, что «надоели эти немцы, ни с кем не делятся».
Мы с теперь уже трехкратным с понедельника знакомы: попросил у него автограф для друзей и перекинулся парой фраз на немецком. Прихожу к нему на помощь.
- Господин Лох, как вы провели эти три дня между стартами?
- Конечно, в понедельник немного расслабился, пообщался с друзьями. А следующим вечером, конечно, был потрясен тем, какое вы, русские, придумали награждение на площади в Олимпийском парке. Это поистине прекрасная идея, трогательная церемония. Ночью не мог отойти от эмоций. Ну а потом была работа - тренировки и настройки.
- Дисциплина первый раз в олимпийском формате. Она имеет право на прописку в Играх?
- Разумеется! Не описать словами наши ощущения. О таком можно просто мечтать. Но (Феликс посерьезнел – Д.Л.) мы очень и очень серьезно работали. Мы заслужили это, понимаете!
Сегодня праздник у девчат
При упоминании женских саней кто первым делом приходит на ум? Конечно же, легендарная Вера Зозуля. Но в последние 30 лет прекрасная половина не могла порадовать страну наградами на ледяном жёлобе. Впрочем, вина страны в этом явно прослеживается. Постепенно, по кирпичику восстанавливается саночная школа. Теперь вот есть трасса. И как награда за долгие старания – медаль на шее Тани Ивановой. Красивой девушки, немного хохотушки. Антипода Альберта Демченко.
- Таня, прежде всего с великой исторической медалью вас. Чем останется для вас сегодняшний день?
- Знаете, всего час прошел, а я уже хочу вернуть себе эти ощущения. Через 4 года в Корее. Этот день незабываем.
- Может быть, и в одиночном разряде в Корее получится? Кстати, чего вам не хватило там?
- Будем разбираться вместе с механиками: что было не так в подготовке.
- Многие здесь на трассе со своими родственниками. За вас кто вживую болел?
- Мама с братом здесь, но завтра они уже улетают домой. А я остаюсь на награждение, рассчитываю еще поболеть за наших. Родители приблизили этот день для меня. В детстве я вообще не думала, что буду заниматься санным спортом и тем более, что поеду на Олимпиаду. Но я пахала на тренировках, да и мама с папой в какой-то момент стукнули кулаком по столу – и выбор был сделан.
- Подождите, они имеют отношение к спорту?
- Да, конечно.
- А какой жизненный путь еще планировался?
- С 5 до 12 лет я занималась горными лыжами, но потом папа не увидел для меня перспектив в нем. У нас в Чусовом таких гор, как Альпы или Кавказ, попросту нет. Тренироваться негде. И он еще сказал, что нет на данный момент тренеров, способных вывести меня на серьезный уровень. Тому самому дню принятия решения я сегодня очень благодарна. И маме, которая более лояльно объяснила, зачем мне нужны санки. И вообще, я родителей очень сильно люблю!
- Что мама сказала сегодня?
- Что этой медали они ждали 11 лет.
- Таня, успели впитать в себя Олимпиаду?
- На другие соревнования не ходила, но завтра буду очень переживать за наших скелетонисток. Если получится, съезжу на старты. Колокольчики на себя нацеплю!
- Кстати скелетон не хотелось попробовать?
- А я пыталась, но чуть-чуть не понравилось. Я не понимаю, как управлять скелетоном. Санями как-то привычнее.
- А то, что головой вниз?
- А вот это как раз не страшно. Я девушка смелая.
- Трасса «Санки» станет центром подготовки сборной России. Хочешь – не хочешь, а с ней придется жить. Довольны ею?
- Она одна из лучших в мире сейчас. Потому что безопасная, скоростная и интересная. Но при этом она легкая. Побиться о борта можно, а вот перевернуться практически невозможно.
- Вас узнают на улице? А то ведь показывают вас в основном в шлемах и на трассе.
- Иногда узнают. Как-то иду здесь, ребята какие-то навстречу, и говорят: «Ой, а вы же из санок!» Я не стала отпираться – зачем? Расписалась их ручкой, потом мы сделали фото на память.
- Что нужно женским саням для дополнительного импульса?
- Ввести в программу Игр смешанную или чисто женскую «двойку» (смеется). А вообще, работать, стиснув зубы. Все 4 года.
- Можете сказать, что мечта сбылась?
- Не совсем. Хотелось в «одиночке» хоть чем-нибудь, хоть как-нибудь зацепиться за «бронзу». Ладно. Бороться с Германией пока рано. Но я еще смутно представляю, что испытаю, когда мне на шею мое «серебро» будут вешать. Сегодня-то эмоции переполняют, а завтра что будет…
- Расскажете про вашего капитана!
Киваю головой в сторону Альберта Демченко, чтобы было понятно.
- Да мы тут все четверо - капитаны. Нет разделения. Альберт у нас лидер, у него 7-я Олимпиада. И если у меня проблемы, то конечно, подойду, спрошу, и он объяснит. Да, у него сложный характер, может поругаться. У всех бывают скачки настроения, но все шероховатости в конечном итоге сглаживаются.
- Значит, дедовщины в эстафетной команде нет?
- Да нет, к нам он отлично относится. Но если попробует – ничего, мы ему «бабовщину» устроим (смеется).
- Что бы вы хотели пожелать в последний день выступлений саночников вашим «преемникам» на «санках» - скелетонистам и бобслеистам?
- А, это я скажу с удовольствием. Удачи, быстрых секунд, скоростного льда, веры в себя. И если будут какие-то маленькие неудачи – не отчаиваться, ехать для себя, в свое удовольствие, и тогда все точно получится.