- Сергей Львович, совсем недавно самбо было включено в возрожденный в России комплекс «Готов к труду и обороне». А готово ли к нему самбо?
- Считаю, что получилось восстановить историческую справедливость. Дело в том, что основы самообороны без оружия без сложных технических приемов входили в комплекс ГТО начиная с 30-х годов прошлого века по приказу спорткомитета СССР. И в этом была историческая необходимость: страна защищалась от возможных агрессоров, молодые люди были готова как один стать под ружье. Сегодня, к счастью, такой необходимости такой нет, но есть другая задача. В нашем глобальном мире надо правильно воспитать наших ребят, попытавшись донести до них основные элементы нашего самбо. К примеру, надо научиться падать так, чтобы не сломать руку или ногу. Элементарно защититься от удара хулигана. Говорят, что надо научить всех плавать, и я полностью с этим соглашусь. Хорошо, но пусть это возьмет на себя Всероссийская федерация плавания. Пусть каждый делает свою работу! Разработки Всероссийской федерации самбо касаются 5-6 ступеней ГТО, уверен, ознакомление с базовыми приемами пригодится в жизни.
- Поскольку комплекс ГТО распространяется на всех, как быть людям старших возрастов?
- Для них также открыты все пути — на базе клубов или спортшкол по месту жительства. Они смогут научиться основам нашей борьбы и сдать нормативы. Конечно, о детях мы думаем в первую очередь, но не забыли никого.
- Известно, что у самбо есть хорошие перспективы войти в школьную программу в качестве третьего урока физической культуры. Как вам удается осуществить такой сложный проект?
- Все началось с московского эксперимента примерно 5 лет назад: без каких-либо распределительных документов в 18 столичных школах начали преподавать базовые уроки самбо. Результаты нас приятно удивили: оценили дети и родители, да и руководство школ признало начинание успешным. На базе эксперимента и родилась та самая методичка, распространенная теперь и в регионах, по которой будут работать учителя. Важно, что их не нужно разыскивать среди самбистов: наша Федерация взяла на себя краткий курс их подготовки, будет приобретать ковры и обеспечивать учеников спортивной формой. Хотел бы подчеркнуть, что это не станет «обязаловкой» для всех школ в стране, но в каждом регионе будут учебные заведения, выбравшие для себя самбо в качестве базового вида. Что же касается методик, они утверждены на уровне министерства образования и науки. Когда появился третий урок, мы оказались готовы выступить с инициативой раньше других.
- В стране недавно прошел рекордный по массовости праздник, посвященный вашему виду спорта.
- Да, Всероссийский день самбо ежегодно проходит 16 ноября. В нынешнем году он состоялся в 120 городах России и собрал, по нашим подсчетам, свыше 15 000 участников. Это праздник для всех. Участвуют клубы, спортивные школы, ветераны, которые проводят показательные выступления. Возможно, в будущем году этот день станет всемирным: наши партнеры за рубежом хотят таким образом сделать российский вид спорта более популярным у себя.
- Говоря об олимпийских перспективах самбо, можно ли считать включение вида в программу Европейских игр маленькой победой?
- Это несомненно огромное события: сначала МОК официально признал нас видом спорта, теперь вот еще одна ступень в направлении к олимпийской программе. На соревнованиях по самбо зал был переполнен, на них присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Европейского олимпийского комитета Патрик Хикки, члены МОК и представители национальных комитетов других стран.
Конечно, самое трудное впереди. Мы идем по дорожной карте, которую знает любой вид спорта, включенный в программу Игр летней Олимпиады. Формальные признаки для олимпийской прописки у нас есть, выстроены взаимоотношения с олимпийским движением. Во главе Международной федерации — россиянин Василий Шестаков. Но всем известно, что как только речь заходит о каком-либо виде спорта, включается лоббистская политика. Не всем, конечно, понравится вид, где доминирует Россия. Но здесь я всегда говорю — не надо зацикливаться на единственном барьере, который якобы мешает продвижению самбо. Вспомните про американский футбол, которого никогда не бывало на Играх, а сейчас попытки даже не предпринимаются. Но посмотрите, что он значит для американцев, если на любом полузаброшенном ранчо в Техасе найдется площадка и люди, которые бросают эту дыню. Уровень развития в разы превышает плавание, велоспорт. Такой же народный вид, как у нас самбо. И ничто не мешает точно так же развиваться, вовлекать все больше и больше ребят. Не всем дано стать чемпионами, выбор останется за ними, но они воспитают собственный характер и всегда будут готовы прийти на помощь ближнему. С нашей же стороны - создать условия, показать и научить. Мы движемся в правильном направлении.
— Для нас самбо это такая ниша, где политические реалии меньше нас касаются, — говорит президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев. — На ковре мы соперничаем, но вне его мы друзья, пожимаем руки и разъезжаемся по домам. Приведу пример. На Европейских играх в Баку была финальная встреча, где сошлись спортсмены Азербайджана и Белоруссии. Победил белорус, его соперник в конце поединка не мог ходить из-за травмы, и тогда чемпион поднял его и вынес на руках.
На сегодня в Международную федерацию самбо входят 84 национальные федерации с 5 континентов (37 от Европы). У нас есть континентальные чемпионаты, проходят чемпионаты мира по всем возрастам (начиная с кадетов и заканчивая ветеранами). С 2013 года самбо включили в Универсиаду, и турнир провела Казань. Включили самбо также в африканские, в азиатские игры.
— Самбисты каких стран наиболее конкурентоспособны?
— Соперники у нас традиционно сильные. И с каждым годом россиянам становится все сложнее с ними конкурировать. Хотя наша сборная сегодня остается лидером, страны постсоветского пространства (Грузия, Белоруссия, Казахстан), а также Корея, Япония, Италия, Франция и африканские страны подтягиваются. Российской сборной с каждым годом все сложнее защищать свои позиции.
— Насколько сегодня важна для развития самбо поддержка государства?
— Если сегодня не будет государственной поддержки, спорту развиваться будет невозможно. То, что наш президент занимался самбо, конечно, имеет значение. Очень много детей идут в секции именно потому, что первое лицо государства показывает свое отношение к спорту...
Чемпион мира-2015 в категории до 68 кг Никита Клецков рассказал, что победа на ноябрьском первенстве далась ему тяжело:
— Труднее всего психологически, эмоционально тяжело, потому что я понимал, что это третий чемпионат мира, третья попытка. Раньше чувствовал даже скованность от волнения: страх ошибки нередко приводит к нелепому поражению. Добавляло какого-то ажиотажа и место проведения — Касабланка.
— Как настраиваться на поединок?
— Если брать лично меня, то общаюсь с тренером, мы проговариваем рисунок схватки, ее план. И я ставлю перед собой задачу — что и как делать. Стараюсь не обращать внимания — сильный это соперник или слабый.