А для начала мы изучим сводную таблицу итогов конькобежных турниров на ОИ-2010 и ОИ-2014.
— Данные таблицы свидетельствуют о значительной разнице в выступлении мужчин и женщин. Мужчины выступили неудовлетворительно, с отрицательной динамикой в результатах по сравнению с выступлением в Олимпийских играх 2010 г. в Ванкувере.
У женщин хорошее выступление, с отличной положительной динамикой.
С российской командой работали три иностранных тренера. С мужским составом — Константин Полтавец (Голландия), с женским спринтом — Павел Абраткевич (Польша), с женщинами, специализирующимися в беге на средние, длинные дистанции и в командной гонке, — Маурицио Маркетто (Италия). Мое мнение, что иностранные тренеры, приглашенные в Россию, должны деньги (и немалые) зарабатывать, а не получать.
Главным критерием эффективности их работы являются спортивные результаты. Поэтому тех, кто работает плохо, надо заменить. Ну, а кто хорошо — оставить (если захотят).
Для повышения эффективности работы с мужским составом сборной команды России необходимо привлекать российских тренеров не только в качестве помощников у иностранцев, но и в качестве старших тренеров самостоятельных групп спортсменов.
Например, заслуженный тренер России Юрий Петров, воспитавший лидера российских конькобежцев Дениса Юскова и Евгения Серяева (9-е место на 10 000 м на Олимпийских играх в Сочи), вполне может работать самостоятельно по своей методике, а не находиться под постоянным давлением Константина Полтавца, не оправдавшего надежды россиян на хорошее выступление мужчин на Олимпийских играх в Сочи.
Ведь именно под его руководством в олимпийском сезоне готовились лидеры Юсков и Иван Скобрев, выступившие ниже своих возможностей (особенно Скобрев). Одной из причин слабого выступления Ивана считаю потерю управления тренировочным процессом Полтавцом. Это произошло в результате многократных послаблений для Скобрева как в тренировочном процессе, так и в быту.
Например, когда летом 2011 года в семье у Ивана Скобрева появился первенец (роды проходили в США), вся сборная команда по настоянию Полтавца и с согласия президента Союза конькобежцев России поехала туда на 20-дневный учебно-тренировочный сбор. Зачем? Почему? Ведь это никак не вписывалось в методические концепции подготовки сборной команды. Судите сами: многочасовой перелет в США, восьмичасовая разница во времени, акклиматизация, потом реакклиматизация. Дорого…
Неужели Полтавцу не хватило просторов России или Европы для проведения летнего сбора?
Другой пример. На Олимпийских играх в Сочи Скобреву полагалось выступать в двух дистанциях: 1500 и 5000 м. На чемпионате России 26 и 27 декабря 2013 года он отобрался для участия в Олимпийских играх в Сочи.
До старта на дистанции 5000 м оставалось 6 недель, а до старта на 1500 — 7 недель. Именно этот период подготовки являлся решающим для успешного выступления на Олимпийских играх. Как же готовился Скобрев в этот период? Сначала было решено (первое послабление Полтавца), что Скобрев пропускает чемпионат Европы 10–12 января и едет на Кипр для восстановления. Затем был проведен ледовый сбор в Германии, где Скобрев выступил на двух непрофильных (то есть «неолимпийских») дистанциях. Это второе послабление Полтавца. Надо было настоять на участии в 5000 м или 1500 м, либо обеих дистанций.
8 февраля на Олимпийских играх в Сочи Скобрев пробежал 5000 м (7-е место), а через неделю — 1500 м (18-е место). Таким образом, в течение 6 недель Скобрев не имел соревновательной практики выступлений на дистанции 5000 и в течение 7 недель не выступал на дистанции 1500 м. Это, безусловно, тренерский просчет.
После неудачного выступления Скобрева на Олимпийских играх все свое внимание Полтавец перенес на Юскова. Но рядом с Юсковым всегда был его личный тренер Юрий Петров. Так вот, чтобы тот не мешал, его не даже включили в состав делегации на предсоревновательный сбор к чемпионату мира по многоборью, который прошел 22–23 марта в Голландии. А соревнования Петров смотрел дома по телевизору.
И это не первый случай дискриминации мнения российского тренера. Так было на Олимпийских играх в Сочи, когда Петров категорически возражал против выступления Юскова на «непрофильной» для него дистанции 1000 м за два дня до главного старта на дистанции 1500 м, где он действующий чемпион мира. Но Полтавец решил иначе. В результате — 17-е место на 1000 м и только 4-е на 1500 м.
Мне было больно смотреть на Петрова, когда он находился в числе зрителей на Олимпийских играх во время командной гонки у мужчин, где тон задавал его ученик Юсков, а два иностранных специалиста (один из которых вообще не имел отношения к мужской группе) вели бег россиян. Меня удивляет равнодушие Юскова, не ставшего бороться за то, чтобы тренер, воспитывающий его с 12 лет и сыгравший решающую роль в возвращении в большой спорт после трехлетней дисквалификации, был рядом.
ВЫВОДЫ:
1. Мужской состав сборной команды (тренер-специалист из Голландии К.Полтавец) сработал неудовлетворительно, не выполнив плановых заданий («золото» на 1500 м и в командной гонке).
Из 16 медалей, разыгрываемых в Сочи-2014, российские конькобежцы не выиграли ни одной. А если определить общее командное место у мужчин по олимпийской системе подсчета очков, то мы седьмые (даже после Бельгии). Отмечается отрицательная динамика выступлений почти на всех дистанциях по сравнению с Олимпийскими играми 2010 г. в Ванкувере (видно из таблицы).
2. Женский состав сборной команды выполнил план по завоеванию медалей: одна серебряная и две бронзовые медали. Отмечается значительный прогресс в результатах на всех дистанциях в сравнении с Олимпийскими играми 2010 г. в Ванкувере.
Нужно отметить успешную работу польского специалиста Абраткевича, подготовившего Ольгу Фаткулину, а также итальянского тренера Маркетто, работающего с Ольгой Граф, Юлией Скоковой и Екатериной Лобышевой.