Новый закон, который мы привыкли называть законом о болельщиках, касается не только зрителей. В нём также формулируются права и обязанности организаторов, а также прописана ответственность организаторов за нарушения. К примеру, за необеспечение безопасности на спортобъектах должностные лица облагаются штрафом до 100 тысяч рублей, в юридические лица — до 300 тысяч с возможным приостановлением деятельности на 90 дней. А за действия, повлекшие причинение вреда здоровью, должностным лицам придется заплатить до 200 тысяч рублей, а юридическим - до полумиллиона.
Наказанием для болельщиков за различные правонарушения послужат штрафы ль 3 до 10 тысяч рублей или обязательные работы до 160 часов. Возможен и запрет на посещение стадионов на срок от шести месяцев до трёх лет.
При повторном нарушении штраф увеличивается до 15 тысяч, обязательные работы могут превратиться в административный арест на 15 суток, и в качестве крайней меры зрителя могут лишить права посещать спортивные объект на срок до семи лет. Но решать это будет суд.
Кроме того, закон вводит понятие «контролёра-распорядителя», другими словами стюарда, определены его права и обязанности. Поскольку одна из целей закона — вывести полицию за чашу стадиона, стюарды должны получить определённые полномочия для сохранения порядка на трибунах.
***
Впрочем, болельщики в основной массе закон не приняли ни сердцем, ни разумом. Как сказал в разговоре с «МК» председатель Объединения спортивных болельщиков (ОСБ) Всеволод Алексеев, закон сам по себе мало что регулирует.
«Нет единой концепции к обеспечению безопасности, единого подхода к правилам поведения зрителей, - сказал Алексеев. - Он вводит две категории: болельщики и организаторы. А также приводит санкции за нарушение правил поведения. Но в нём размыты те важные моменты, по которым собственно и будет осуществляться обеспечение порядка и безопасности. Более конкретно эти моменты прописаны в подзаконных актах — это правила поведения зрителей и правила обеспечения безопасности. Но что такое подзаконные акты? Они имеют упрощенную процедуру принятия, они не предполагают общественного обсуждения. И этих подзаконных актов можно принять сколько угодно, и написать в них все, что угодно. Достаточно вывесить на сайте министерства спорта, две недели они там повисят и их можно утверждать.
По словам Всеволода, некоторые наказания могут быть необоснованно строгими. «Пройдёт много времени, - считает он, - пока судьями, которые будут решать судьбы провинившихся, сформируется право-применительная практика. А судьи в большинстве своём не разбираются в футболе и в специфике боления, и не понимают разницы между выбеганием на поле или тем, например, что человек задел стул и он упал. Зато нигде не прописано, за сколько, например, человек должен пройти все досмотры и попасть на сектор или через сколько он должен покинуть стадион после финального свистка. У нас же часами могут досматривать и по два часа держать потом на секторе».
Закон изначально многими был воспринят как ненужный, потому что все правонарушения на футболе подпадают под уголовный и административный кодексы. Тем не менее, он принят, вступил в силу и нам теперь остаётся ждать, какой от него будет эффект.
«Предсказать это довольно сложно, - говорит Всеволод Алексеев. - Пока по мнению болельщиков, закон в своей перспективе не решит существующих проблем, зато способен создать массу новых».