К сожалению, судейская тема так и прошла красной нитью через весь южноафриканский мундиаль. Беспрецедентное количество ошибок арбитров в конце концов вынудило президента ФИФА Зеппа Блаттера сделать официальное заявление о том, что нынешний турнир — последний, где действовали старые правила.
Реформы коснутся прежде всего определения взятия ворот. Блаттер, похоже, готов разрешить видеоповторы в тех ситуациях, когда мяч то ли побывал в сетке, то ли нет. Незасчитанный гол англичанина Лэмпарда стал последней каплей, которая переполнила чашу терпения даже такого махрового консерватора, каким слывет глава ФИФА.
Но какая бы ни была передовая техника, полностью заменить на поле живого человека она никогда не сможет. А в ЮАР вдруг выяснилось, что в международном судейском корпусе очевидный кадровый кризис. Среди современных рефери и близко нет таких личностей, как итальянец Коллина, немец Мерк или словак Михел. Главным и, пожалуй, единственным открытием ЧМ-2010 стал 32-летний узбек Равшан Ирматов. Он блестяще отработал на пяти матчах, включая четвертьфинал Германия—Аргентина и полуфинал Уругвай—Нидерланды.
Во многом благодаря безукоризненной работе Ирматова скандалы вокруг судейских решений ближе к концу чемпионата стали уходить на второй план. Но финальный поединок, увы, вновь заставил вернуться к больной теме.
Ховард Уэбб еще в первом тайме должен был удалять голландца Де Йонга за удар из арсенала каратистов в грудь Хаби Алонсо. В дальнейшем британец оставил без внимания грязный приемчик другого представителя Страны тюльпанов, ван Боммела, против Хави, а также не показал вторую желтую карточку испанскому защитнику Пуйолю, когда тот отчаянно пытался остановить проход Роббена. Вызвала вопросы и голевая атака сборной Испании. В момент первой передачи на Иньесту будущий герой нации, похоже, находился в офсайде. Мяч, правда, до него не дошел, а вот вторая комбинация, которая увенчалась голом, уже была разыграна правильно.
В какой-то степени Уэбба можно понять. Он очень хотел, чтобы во избежание пересудов победитель определился в игре “11 на 11”. Но, с другой стороны, в своем либерализме английский рефери зашел слишком далеко. Сержанту полиции (вторая работа Уэбба. — Ю.Б.) стоило все-таки применить силу раньше конца дополнительного времени, когда он выгнал с поля голландского защитника Хейтингу.
Скидка на невероятную сложность матча, конечно, уместна. Игроки рубились как настоящие гладиаторы, и если бы на стадионе “Соккер Сити” в Йоханнесбурге по аналогии с хоккеем существовала скамейка штрафников, она точно не пустовала бы. Кстати, вот вам еще один предмет для дискуссии: не настала ли пора ввести в футболе удаления на определенное время, а не до конца игры? Такое правило однозначно развязало бы руки Уэббу.
Вместе с тем вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что Испания стала чемпионом мира с помощью судей. Кто виноват, что соперники “красной фурии” в четырех матчах на вылет не сумели забить в ее ворота ни одного мяча? И ведь испанская оборона во главе с Пуйолем была отнюдь не безгрешной. Но игрок Парагвая в четвертьфинале сам дрогнул при выполнении пенальти, так же как лидер сборной Голландии Роббен в финале сплоховал при выходе один на один с испанским кипером Касильясом.
МЕЖДУ ТЕМ
“Я знаю, что глупо искать виноватых, но считаю, что Уэбб был более благосклонен к испанцам. Наши игроки получили гораздо больше желтых карточек, чем того заслуживали. И это стоило нам победы”, — вот так сказал после матча Дирк Кёйт. А Арьен Роббен, создавший два опаснейших момента в этом матче, но оказавшийся не у дел, когда Уэбб оставил без внимания очевидный фол Карлеса Пуйоля, вообще поставил под сомнение профессионализм судьи: “В таких играх, как финал чемпионата мира, как никогда требуется рефери мирового класса”. Словам голландцев вторили и болельщики, освиставшие с трибун бригаду арбитров в тот момент, когда те получали свои медали. А вот британская The Sun была куда более добра к рефери, заявив, что Ховарду Уэббу “удалось не потерять голову в отличие от игроков”. Еще одна английская газета, The Telegraph, вообще охарактеризовала прошедший матч как “грязнейший финал в истории чемпионата мира”.
Голландская Volkskrant, как и многие другие, поместила на первую полосу фотографию совершенно разбитого и плачущего Уэсли Снейдера, под заголовком “И снова — нет”. Газета признала, что испанцы были сильнее, но отметила, что их сборная — это “непокорная боевая машина в оранжевом”.
Так или иначе, а в футболе ничего назад не вернешь. У сборной Нидерландов было целых 120 минут, для того чтобы разбить испанскую мечту и прервать серию своих неудачных выступлений в финалах чемпионатов мира. “Заводные апельсины” сражались как львы, но пали под натиском темпераментных соперников. Испания впервые в своей истории стала безоговорочным чемпионом мира.
Вирджиния РУСАКОВА.