МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец

Новый президент МОК хочет вернуть Россию на Олимпиады, но не все так просто

Двукратная олимпийская чемпионка по плаванию Кирсти Ковентри выбрана президентом Международного олимпийского комитета

Гражданка Зимбабве и двукратная олимпийская чемпионка по плаванию Кирсти Ковентри выбрана президентом Международного олимпийского комитета, обойдя по итогам голосования шестерых мужчин. За восемь лет президентства ей предстоит провести четыре Олимпиады и найти ответы на фундаментальные вопросы всего олимпийского движения.

Кирсти Ковентри. Фото: olympics.com

Случилось то, чего все мы ждали, но предполагали почему-то другое. На 144-м конгрессе Международного олимпийского комитета в Греции новым президентом этой организации была выбрана Кирсти Ковентри из Зимбабве.

Она выиграла уже в первом туре голосования — из 97 участвовавших в голосовании членов МОК (всего их 110, но 13 по разным причинам не голосовали), ее поддержали 49 человек. Ровно столько, сколько нужно было для победы, — ни голосом больше, ни голосом меньше. Это было красиво, хотя сторонники теорий заговора наверняка увидят в этом какой-то свой тайный смысл.

Остальные шесть кандидатов потерпели сокрушительное поражение. Самаранч-младший, один из фаворитов, набрал 28 голосов, а лорд Себастьян Коу, президент Международной федерации легкой атлетики, один из самых непримиримых экстремистов мирового спорта по всем его главным вопросам и проблемам, — и вовсе 8. Остальные четверо и того меньше.

Эти цифры на самом деле о многом говорят. И итоги голосования уже привели к определенным последствиям. Например, француза Давида Лаппартьена, председателя Международного союза велосипедистов и президента Олимпийского комитета Франции, на чьем счету всего 4 голоса, просят уйти в отставку, поскольку его видение будущего мирового спорта не нашло поддержки.

Того же самого нужно требовать и от Коу, уже не один десяток лет руководящего мировой легкой атлетикой и проявившего себя в качестве самого ярого сторонника максимально жестких санкций к российскому спорту.

Это становится уже не модным. Даже ФИФА, по данным западного журналиста Науэля Ланзона, намерена как можно скорее вернуть сборную России и отечественные клубы в международные соревнования. Для чего якобы готова оказывать давление на некоторые европейские национальные футбольные федерации, упорствующие в своей русофобии. Об этом заявил президент международной футбольной федерации Инфантино на заседании IFAB: «Играть в футбол должны все страны мира».

Кирсти Ковентри, новый президент МОК, придерживается похожего мнения — в отношении всех видов спорта. Но со своими оговорками и условиями.

«Золотая девочка»

Для того чтобы понять, чего нам и всем остальным ждать от первой женщины — президента МОК, надо напомнить, кто такая Ковентри и как она достигла таких высот.

Да, она родилась в Зимбабве и является самой титулованной спортсменкой этой страны. У Зимбабве всего восемь олимпийских медалей, и семь из них, в том числе две золотые награды, на ее счету.

Да, она за свои выдающиеся заслуги была приглашена на пост министра спорта, молодежи, культуры и отдыха в 2018 году и потом получила повторное назначение на эту же должность при формировании нового правительства в 2023 году.

Да, она примерный семьянин — вышла замуж за менеджера своего благотворительного фонда, у них есть дочь, маленькая Элла, и она многое делает для помощи бедным детям своей родины, обучая их плаванию.

Да, она с 2012 года работает в МОК, стала его членом в 2013 году и представляла комиссию спортсменов во Всемирном антидопинговом агентстве.

Да, ей лично благоволил теперь уже предыдущий президент МОК немец Томас Бах, и вообще-то именно она являлась кандидатом от Международного олимпийского комитета на выборах президента этой организации, о чем «МК» писал еще полгода назад в своем материале «Томас Бах нашел женщину».

Есть еще много хороших «да» про Кирсти, о которых вы при желании можете прочитать на сайте «МК».

Но есть и «темная сторона» ее истории.

Ее родители — потомки белых колонизаторов, которые с конца XIX века угнетали коренное население страны. Из-за этого родители Ковентри чуть не лишились своего химического завода возле столицы Зимбабве Хараре, и только успешное выступление (правда, еще без медалей) Кирсти на Олимпиаде-2000 в Австралии спасло их от расправы.

Росла и училась будущая глава МОК в американском штате Алабама, где получила образование по специальности «Управление гостиничным и ресторанным бизнесом» и начала заниматься плаванием. Учитывая, что национальные и семейные корни все же влияют на мировоззрение главных спортивных чиновников, что показали беседы президента ВАДА поляка Баньки с российскими пранкерами Вованом и Лексусом, можно сказать, что Ковентри более лояльна к США, чем к Европе, и особенно к Великобритании, хотя это, конечно же, большое допущение.

И, несомненно, влияние на итоги выборов оказали общие тенденции в мировой политике и спорте: особое внимание к Африке и набирающая обороты борьба за права женщин, идущая иногда в ущерб качеству принимаемых решений.

Да и на родине Ковентри много и часто критикуют. Потому что она белая зимбабвийка из богатой семьи и для многих простых жителей страны — чужая.

Ее критики постоянно говорят об ухудшении спортивной инфраструктуры Зимбабве под руководством Ковентри. Журналист Стив Викерс отметил, что национальный спортивный стадион остается закрытым на реконструкцию после того, как в 2021 году его дальнейшая эксплуатация была запрещена Конфедерацией африканского футбола (КАФ) из-за плохих условий.

Редактор зимбабвийского спортивного журнала Леопольд Мюнхенде утверждал, что пребывание Ковентри на посту президента национального Олимпийского комитета в основном пошло на пользу таким элитным видам спорта, как крикет, регби и плавание, которыми традиционно занимаются потомки белых колонистов этой африканской страны. В то время как обычные, коренные жители Зимбабве не получили никакой выгоды. Футбольный фанат Маршалл Музаминдо раскритиковал ее за то, что она является частью «некомпетентного и коррумпированного режима», и обвинил ее в том, что сборная Зимбабве по футболу вынуждена играть за границей из-за запретов использовать домашние стадионы.

Вместе с тем, несмотря на все эти опасения и критику, зимбабвийский аналитик Лайтон Нкубе подчеркнул значимость африканского лидера у руля МОК, заявив: «Ковентри продемонстрировала, что на Глобальном Юге есть сила воли». И это правда: что бы ни говорили про Ковентри, она все же коренная африканка по рождению.

Чего ждем?

Почти все кандидаты в президенты МОК много говорили о том, как они будут решать «российский» вопрос. Президент Международной федерации гимнастики японец Моринари Ватанабэ даже приезжал в Россию за полторы недели до голосования на греческом курорте Коста-Наварино. С различными вариациями все они говорили, что российские и белорусские спортсмены должны участвовать в Олимпиадах и международных соревнованиях, но с теми или иными ограничениями. И только Ковентри почти ничего не заявляла по этому поводу. Обмолвившись разве что в одном из интервью, что путь, выбранный в последних числах февраля 2022 года ее предшественником Томасом Бахом, — правильный.

Теперь настало время более предметного разговора.

В интервью британскому новостному телеканалу Sky News Ковентри заявила, что вообще против каких-либо ограничений спортсменов из стран, участвующих в вооруженных конфликтах. Этим заявлением она сразу же ответила на множество вопросов. Ведь помимо СВО есть еще палестино-израильский конфликт. И НОК Палестины давно уже требует ввести санкции против израильских спортсменов, как и национальная футбольная федерация просит исключить израильтян из всех международных футбольных турниров.

Да и в Африке, откуда родом Ковентри, по ее же словам, постоянно идут вооруженные конфликты. Более того, Ковентри напомнила, что сама представляла Зимбабве на международной спортивной арене в период политической нестабильности и санкций, и поблагодарила международное спортивное сообщество, давшее ей возможность соревноваться. Чего, кстати, не могут сказать многие российские спортсмены.

Поэтому, по ее мнению, нужно устранить различия в подходах к российским и белорусским спортсменам и атлетам из других стран. Для чего необходимо «создать рабочую группу, которая разработает определенную политику и руководящие принципы, чтобы олимпийское движение могло принимать решения, когда сталкивается с конфликтами», процитировал Ковентри «Спорт-Экспресс». Сейчас самый острый для нас вопрос — участие российских спортсменов (в каком еще статусе, тоже важно!) в зимних Олимпийских играх в Италии весной 2026 года — времени всего ничего осталось.

Что ж, согласовательные комиссии и комитеты — дело нужное и важное. Главное, чтобы они не повторили сюжет поэмы «Прозаседавшиеся» Владимира Маяковского. И чтобы дорога для нашего спорта назад, к соревнованиям под нашим флагом и со словом «Россия» на груди, а не каким-то «AIN», была как можно короче.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах