Что мы тогда узнали после этого очередного «нет» на смягчение наказания? Суд Швейцарии решил, что при вынесении наказания не были упущены никакие значимые детали, а статус «защищенного лица» Валиевой из-за возраста не требовал особого подхода к рассмотрению дела, широкое же освещение самого дела – норма, так как события произошли во время Олимпийских игр. И вообще – дело правомерно рассматривал именно в CAS. В общем, Верховный суд все выводы CAS поддержал.
Выводы те были для России, как известно, убийственными: дисквалификация самой Камилы на четыре гола, аннулирование ее результатов, начиная с 25 декабря 2021 года – победа на чемпионате России, победа на чемпионате Европы, золото командного турнира в Пекине-2022.
ISU после окончания расследования перераспределил медали командного турнира Игр-2022, присудив золото сборной США, серебро – команде Японии, а россиянам – бронзу. CAS вслед за этим решением отклонил апелляции российской стороны (о лишении золота) и канадской (о распределении бронзы) на выводы ISU. Американцы и японцы свои медали уже получили в Париже-2024.
Только что ISU сообщил, что вот-вот приступит к перераспределению медалей чемпионата Европы-2022 на основе итогового рейтинга. Золото переходит Анне Щербаковой, серебро – Александре Трусовой, бронза – бельгийке Луне Хендрикс.
Тема отобранных медалей (и неразрывно связанная с ней дисквалификация Камилы Валиевой) остается весьма болезненной. К тому же каждый раз поднимается снова и снова, когда появляются неожиданные утечки истории самой Валиевой или же параллели с делами, в которых фигурирует триметазидин, о существовании которого теперь знают абсолютно все. Например, осенью всех взбудоражило сообщение AP о том, что гендиректор WADA Оливье Ниггли написал в департамент разведки и расследований Гюнтеру Янгеру о выводах бывшего директора лаборатории в Лозанне Марсьяля Сожи, который еще до суда установил: следы раскрошенной таблетки, содержащей триметазидин, могли привести к положительному результату допинг-пробы (и это подтверждало аргументы защиты Валиевой). Ниггли задал вопрос: «Как получилось, что Сожи составил мнение по Валиевой, крайне благоприятное для нее?». То есть по информации AP, Всемирное антидопинговое агентство сознательно исключило в итоге из дела заключение Сожи, чьи выводы могли подтвердить версию фигуристки о попадании допинга в организм через десерт.
Но набат не прогремел: WADA в комментариях сослалось на то, что статья AP содержит ряд фактических неточностей. А сам эксперимент был проведен в ходе разбирательства в первой инстанции независимым экспертом по поручению РУСАДА. И WADA вообще не должно было решать, «могут ли результаты этого эксперимента быть использованы РУСАДА – организацией, которая его заказала, и каким образом».
В свою очередь, глава Российского антидопингового агентства Вероника Логинова заявила, что сообщение об экспертной оценке в пользу версии спортсменки не имеет ничего общего с действительностью и является фейком. И подчеркнула, что в ходе разбирательства и стороне обвинения, и стороне защиты была предоставлена возможность провести все необходимые исследования и предоставить их результаты в поддержку позиции. И в целом «очевидно, что это часть информационной войны, направленной на умышленное втягивание российской стороны и, в частности, РУСАДА в очередные скандалы».
Более того, Логинова уже подчеркивала и то, что вопрос по «делу Камилы Валиевой» для РУСАДА она считает закрытым. А само агентство сделало ряд выводов, «поскольку это был очень показательный пример, и прежде всего в части работы с юными спортсменами».
Но дело, казалось бы, окончательно законченное, вновь живет. И теперь последовала новая апелляция от Камилы Валиевой. Пресс-служба суда, подтверждая факт подачи апелляции, сведения о ее содержании не раскрывает. Предположения, которые делают специалисты, сводятся к тому, что на сей раз Камила Валиева оспаривает решение о перераспределении медалей на Играх.
А пока идут эти разбирательства в судах, до окончания дисквалификации Камилы Валиевой остался год. И к следующему чемпионату России по фигурному катанию спортсменка, заявившая о том, что намерена вернуться на соревновательный лед, вполне может осуществить желание. Не только личное, но, если так можно сказать, и массовое – Камила остается всеобщей любимицей и увидеть ее вновь на льду будет для многих буквально счастьем.
Потому и возник вопрос на пресс-конференции, посвященной чемпионату России, стартующему в четверг в Омске: а будут ли при составлении календаря, а точнее – конкретных дат проведения ЧР-2025, учтены сроки возвращения талантливой фигуристки? Как известно, вернуться она может с 24 декабря. Для сравнения: на нынешнем чемпионате женщины выйдут на лед с короткой программой 20 декабря. Но бывали, например, чемпионаты России, которые заканчивались и прямо под сам Новый год.
Генеральный директор федерации фигурного катания на коньках России Александр Коган ответил так: «Я думаю, подстраивать чемпионат под одну, даже прекрасную, спортсменку – вряд ли правильный подход». И пояснил, что сроки чемпионата определяются теми турнирами, в которых дальше будут участвовать ведущие спортсмены. У фигуристов этапы готовности идут волнами: набор формы, спад, далее опять набор формы. Поэтому надо будет учитывать, на каких стартах и когда в следующем году надо будет выступать.
Видимо, чтобы несколько снизить градус актуального для многих вопроса и справедливого, но негативного (опять-таки для многих) ответа, исполняющий обязанности президента ФФККР Антон Сихарулидзе предположил: «Может, WADA сможет подстроиться? Или ISU? Сократят этот срок, и нам не нужно будет ничего придумывать».