Отставку Станислава Позднякова принята, проблемное в современных условиях кресло главы ОКР готово принять следующего президента. Кстати, может, мы над этим особенно и не задумывались, но их было-то в истории России всего четыре человека. Виталий Смирнов управлял ОКР с 1992 года по 2001-й, Леонид Тягачев – с 2001 года по 2010-й, далее восемь лет возглавлял организацию Александр Жуков, а Станислав Поздняков вступил в должность в 2018 году, а в декабре 2022 года был переизбран главой ОКР на новый четырехлетний срок.
Все годы правления Позднякова были сложными. От Игр до Игр передышки не было. Допинговые встряски, хвосты нарушений и бесконечные их раскрутки, пандемия, новые обвинения, тяжелейшие дни Пекина-2022, последовавшее вскоре отстранение всех наших спортсменов от международных стартов и самого ОКР…
И вот сначала (15 октября) сам Поздняков предложил провести досрочные выборы нового руководства организации. Аргументация была вполне в духе времени: геополитические вызовы, с которыми столкнулась страна, диктуют необходимость «оптимизации и централизации управления ключевыми сферами деятельности», в том числе спортом высших достижений. А «роль государства сегодня важна как никогда» в обеспечении «максимально эффективных результатов при должной финансовой поддержке», создании и практической реализации новых форматов соревнований высокого уровня, формировании качественных условий для подготовки будущих поколений сильных, конкурентоспособных атлетов.
А буквально через два дня в ходе заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, которое прошло на форуме «Россия — спортивная держава» в Уфе, член МОК Шамиль Тарпищев предложил выдвинуть на пост руководителя ОКР кандидатуру Михаила Дегтярева. Глава государства Владимир Путин отметил, что предложение заслуживает самого внимательного рассмотрения, в современных условиях это может быть оправданно.
Сам Дегтярев по понятным причинам выдвижению не удивился. Заявил, что совмещение обязанностей министра спорта и президента ОКР открывает уникальные перспективы для более тесного взаимодействия с регионами, спортивными федерациями и международным спортивным сообществом. А это позволит эффективно развивать как массовый спорт, так и спорт высших достижений.
Но в ответе на вопрос журналистов, принимает ли он предложение возглавить ОКР, чуть-чуть пококетничал: «Если президент разрешит... Как министр, член правительства, я должен испросить разрешения для выдвижения на тот или иной выборный пост в некоммерческой организации». И тут же напомнил, что национальный олимпийский комитет — самоуправляемая некоммерческая организация, но совмещение с государственной должностью возможно, это «абсолютно рабочая схема». При этом уточнил: «Один человек — два кресла, на некоммерческой основе, поскольку я государственный служащий». А заодно и поблагодарил спортивных авторитетов, отметив: то, что такие титаны мирового спорта, как Шамиль Анвярович Тарпищев и Виталий Георгиевич Смирнов, его поддержали, это «очень, конечно, приятно по-человечески».
Комментарии же специалистов базировались в основном на мысли, что избрание министра спорта Дегтярева и на главный пост ОКР пойдет только на пользу российскому спорту. Потому что в нынешних международных условиях общение государственного человека, то есть представляющего не только общественную организацию, но и правительство, будет придавать вес во всех переговорах.
Что «по-человечески» испытывал при объявлении о досрочной отставке Станислав Поздняков, предположить тоже не так сложно. Хотя каждый может увидеть в решении четырехкратного олимпийского чемпиона полярное: от полного эмоционального выгорания до облегчения и свободы от проблем, которые разрешит только время. Сам же Поздняков, который еще неделю будет президентом ОКР, несмотря на принятую отставку, заявил журналистам, что объявить о досрочном уходе ему было «очень легко».
Возможно, что все это лирика, но реальность проста: смена главы уже произошла. Хотя официально Поздняков и сложит полномочия главы организации лишь 13 ноября. Вместе с ним работу в ОКР завершат генеральный секретарь Родион Плитухин и генеральный директор Владимир Сенглеев.
Президента ОКР выбирает Олимпийское собрание. Участники Олимпийского собрания с правом голоса — это представители членов ОКР, а также физические лица — члены Международного олимпийского комитета, почетные члены МОК, являющиеся гражданами России. Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов. Ну, и еще формальность: Олимпийское собрание должно быть проведено не ранее чем через 30 дней после заседания исполкома ОКР.
Представлять себе, что Михаила Дегтярева, который только в мае возглавил Министерство спорта, вдруг не выберут предводителем олимпийского движения, все равно что… Глупо это, короче. И в связи с бессмысленностью не стоит этого делать даже в предположениях. Как и пытаться расписать здесь и сейчас, чем именно и когда закончится в российском спорте неожиданно случившееся единовластие. Стремительная многоходовка по перестройке раскрутилась, два главных кресла сдвоены, как в коляске для близнецов: сиденья разные, но колеса-то одни. И теперь осталось только привести в норму все правовые документы.
…А еще прошедший исполком утвердил членами Олимпийского комитета России две новые федерации — сквоша и муайтай.