Заседание исполкома Союза конькобежцев России, на котором был согласован переход шорт-трекистов Дениса Айрапетяна, Даниила Ейбога и Данилы Семерикова в сборную Узбекистана, прошло буквально на днях. Двухлетний карантин вместе с разрешением на переход «выдан» спортсменам, изъявившим желание сменить спортивное гражданство. Тема, увы, не нова, но менее болезненной не стала.
Все три спортсмена, что называется, из опытных. Денис Айрапетяну — 27 лет, неоднократный призер чемпионатов Европы, чемпион Европы-2020 в эстафете, участник Олимпийских игр - 2022. Даниил Ейбог — и того же возраста, и обладатель той же золотой медали в эстафете, бронзовый призер в эстафете-2021, и тоже участник Олимпийских игр - 2022.
Данила Семериков старше коллег на два года и титулами богаче. Трижды был бронзовым призером чемпионата мира в командной гонке преследования, был призером чемпионата мира и на дистанции 10 000 метров, трижды становился призером чемпионатов Европы, шестикратный чемпион России. Ни разу не участвовал в Олимпийских играх: в Пхенчхан-2018 не получил приглашение от МОК, а в Пекин-2022 не поехал, не попав в итоговую заявку, хотя был в расширенном составе сборной.
О желании перейти под флаг Узбекистана Семериков заявил еще в мае. Но рассмотрение его вопроса было отложено. (До этого, кстати, выступал на Спартакиаде сильнейших в Челябинске, завоевал серебро масс-старта. Тогда же, сетуя, что по объективным причинам не подошел к старту в оптимальной форме, сказал, что выступает «не из-за призовых». И медаль – это очень важно для региона: «я всю жизнь бегаю за свой регион».)
В федерации, отложив рассмотрение перехода спортсмена, объясняли, что есть обращение от Ассоциации зимних видов спорта Узбекистана и есть заявление спортсмена. Но (по положению о переходах) этого недостаточно для рассмотрения вопроса на исполкоме.
Объясняя свое желание выступать за другую страну, сам спортсмен говорил, что его единственная цель в спорте — продолжать выступать и вернуться к международным соревнованиям. Называл это «осязаемой целью», ради которой он и принял предложение, поступившее от Узбекистана.
Теперь двухлетний карантин всех троих должен начаться с даты получения Союзом конькобежцев России полного пакета документов согласований от региональных федераций и организаций, с которыми у спортсменов были прекращены трудовые отношения.
В каждой международной федерации есть свои карантинные сроки. Правила же Международного союза конькобежцев (ISU) говорят о карантине при переходе в один год. Правда, перед летними Олимпийскими играми в Париже уже были прецеденты, когда карантин и вовсе не соблюдался по отношению к бывшим российским спортсменам. МОК, например, разом одобрил переходы велогонщиков Валерии Любимовой в сборную Франции, Михаила Яковлева — в сборную Израиля и борца греко-римского стиля Георгия Тибилова — в сборную Сербии.
В заявлении МОК тогда говорилось, что исполком предоставил запрошенное освобождение от трехлетнего карантина после предварительного согласия соответствующих международных федераций и национальных олимпийских комитетов в соответствии с Олимпийской хартией. А поскольку членство ОКР в МОК в настоящее время приостановлено, то его согласие и не нужно.
Состоявшийся исполкоме СКР сократил карантин конькобежке Кристине Силаевой, которая уже год назад перешла в сборную Казахстана (она вышла замуж), теперь, начиная с лета, спортсменка уже может выступать. А Елизавета Голубева, перешедшая в ту же сборную вместе с Силаевой, пока еще отбывает свой карантин. Но обе успевают при желании и возможностях отобраться на Олимпийские игры.
Чего пока не скажешь о трех претендентах на сборные Узбекистана. Как известно, в лыжных видах спорта (FIS), биатлоне (IBU) и конькобежных дисциплинах (ISU) отстранения российских спортсменов продлены. Тот же Узбекистан всеми международными правами обладает, но озвученный двухлетний карантин захватывает и Олимпийские игры. Будет ли сокращен срок «отсидки» Международным союзом конькобежцев?
Судя по реакции на сроки назначенного карантина, например, самого Семерикова — «посмотрим, что решит Международный союз конькобежцев», — именно от решения ISU он и ждет возможности реализации своей цели. Потому что ближайший зимний сезон для конькобежцев в отборе на Олимпийские игры ничего фактически не значит. ISU назовет соревнования, на которых пройдет квалификация, как и сами и квалификационные критерии, только следующим летом. А отборочные старты спортсмены пробегут с 1 ноября по 14 декабря 2025 года. Шорт-трек также ориентирован в отборе на Игры на следующую осень.
Что же касается отношения руководства нашей федерации к переходам спортсменов, то еще в прошлом году президент Союза конькобежцев России Николай Гуляев говорил: переходы есть, «это личное дело каждого, бог судья таким спортсменам». Но и уточнял: это не значит, что в ответ на подобные запросы коллег мы прямо «будем бежать и всячески им содействовать».