Начало пути
Валерия Шабалина и ее тренер Татьяна Новикова за чашкой чая у себя дома в Челябинске рассказали о том, как добываются большие победы. Спортсменка выступает в классе S14 (пловцы с интеллектуальными нарушениями, которые обычно приводят к тому, что спортсмены испытывают трудности с распознаванием образов, последовательностью действий и памятью или имеют замедленное время реакции). Спортсменка проделала большую работу над собой и сейчас вполне уверенно отвечает на вопросы и дает интервью, лишь изредка обращаясь за подсказкой к тренеру: «В детстве я занималась художественной гимнастикой, фигурным катанием и плаванием, — вспоминает чемпионка. — Я от всех этих видов спорта уставала и решила, что останусь в плавании. Я помню, в художественной гимнастике один раз, когда вставала в стойку на руках, упала и ударилась носом. Было неприятно. В фигурном катании тоже часто падала. Постоянно мозоли натирались на ногах. Помню, один раз пришла на тренировку к Татьяне Вячеславовне после фигурного катания, и все ноги натерты. Что делать? Лейкопластырь клеишь — в бассейне он слетает, а без лейкопластыря вода щиплет мозоли. Поэтому осталась в плавании — здесь никуда не падаешь и ноги не натираешь».
«Она начала заниматься у семейной пары тренеров Олега и Надежды Щербак, — добавляет Татьяна Новикова. — Они ее хорошо подготовили, и в 14 лет она поехала на первенство России «по здоровым» на длинной дистанции 1000 метров. Там она выполнила норматив мастера спорта. Потом получилось так, что ее тренеры перешли в пятиборье, а родители Леры захотели, чтобы она осталась в плавании. Они попросили меня взять ее к себе, и мы начали с ней работать.
У нас работает тренер Михаил Уранов (тренер еще одного паралимпийского чемпиона — Дмитрия Черняева. — Прим. авт.). В какой-то момент он мне сказал: «Тань, давай посмотрим, по-моему, она для 14-го класса подходит». Я ответила: «Михаил Николаевич, отстаньте, мы тут вообще-то работаем». А он продолжал настаивать. В итоге я согласилась поговорить с мамой, и она сказала, что действительно в детстве у Леры было заболевание, которое дало осложнение.
Мы отправили документы во Всероссийскую федерацию лиц с интеллектуальными нарушениями. Они пригласили нас, и вскоре Лера уже проплыла на чемпионате России в классе S14 и, естественно, выиграла. Тогда нас отправили на международную классификацию, которую мы тоже прошли и в том же году поехали на чемпионат Европы. Там она тоже взяла медаль».
Как выплавлялось «золото»
На свою первую Паралимпиаду Валерия Шабалина собиралась в 2016 году, но тогда на соревнования Россию не пустили. Татьяна Новикова очень об этом жалеет, ведь тогда ее подопечная была хорошо готова и могла бы выиграть свои первые медали. В итоге впервые паралимпийское «золото» Валерия Шабалина потрогала в Токио. Напомню, там все тоже было непросто, ведь вместо 2020-го игры состоялись в 2021-м из-за ковидных ограничений.
«Перед Токио мы застряли на сборе в Киргизии, — вспоминает заслуженный тренер России. — Потом, когда смогли вернуться, отсидели карантин две недели. Хорошо, что после этого нас все-таки начали выпускать в бассейн и на стадион. Мы не смогли поехать на сборы со всей командой. Они готовились на Сахалине, проходили акклиматизацию. А мы из Подмосковья, с базы «Круглое» полетели в Токио. Она сразу же, когда приехала, до того, как началась акклиматизация, установила мировой рекорд на 100 метров баттерфляем. Это за счет того, что она была так подготовлена. Потом, конечно, акклиматизация начала накрывать — и дышать было тяжело, и кислорода не хватало. Я помню, на заплыве 200 метров вольным стилем на последних 50 метрах англичанка вырвалась вперед, я уже мысленно попрощалась с медалью. Но сыграл характер Леры: она включила какие-то внутренние ресурсы и победила. Там была колоссальная работа проделана, и поэтому у нас такой результат — три «золота» и «серебро».
Подготовка к Паралимпиаде-2024 для Валерии Шабалиной сильно отличалась от всех предыдущих циклов. В феврале нынешнего года она стала мамой замечательного малыша Матвея, а значит, на подготовку и отбор у нее оставалось крайне мало времени.
«Мы понимали, что вернемся, но гарантий нам никто не давал, — признается Татьяна Новикова. — Слава богу, что все хорошо сложилось и Лера родила сама очень легко. Но у нас была другая проблема — нам нужно было быстро возвращаться, времени было очень мало. У нас уже в марте был чемпионат России, а в апреле — чемпионат Европы, который был необходим для отбора на Паралимпиаду. Поэтому она только месяц покормила ребенка, а потом пришлось перейти на искусственное вскармливание, чтобы она могла вернуться в бассейн. Помогло то, что перерыв от тренировок у нее был небольшой.
Стаж в плавании у нее огромный — 20 лет. Она профессионал, и у нее многое наработано, но нам нужно было разобраться с Матвеем, чтобы не только мы могли вернуться, но и ему было комфортно. Даже была ситуация, когда мы поехали на чемпионат Европы, у нас нянечка отказалась, и моему мужу пришлось взять на работе отпуск без содержания и десять дней сидеть с ребенком, пока нас не было.
А в Челябинске нам помогала мама одного из детей, которые у меня занимаются. Во время тренировок, пока Лера была в бассейне, она ходила с коляской вдоль бассейна, занималась ребенком. Так что приходилось непросто».
Эмоциональная встреча
Паралимпиада в Париже получилась для наших паралимпийцев особенной. Из-за недопуска олимпийской сборной все внимание досталось им. Прямые трансляции, интервью, поздравления — все это спортсмены понимали и ощущали поддержку.
«Болельщики во Франции просто шикарно нас поддерживали. Не было никакого негатива, — рассказывает Татьяна. — Тренеры и спортсмены из других сборных подходили к нам, приветствовали, говорили: хорошо, что вы приехали, мы очень рады вас здесь видеть. Все было очень доброжелательно. У нас была красивая форма цвета морской волны. Пусть на ней не было флага, но все знали, откуда мы. И в городе, когда люди нас видели, поднимали палец вверх, говорили: «Путин тим». Все прекрасно знали, что мы русские. Еще в Олимпийской деревне нам вручали телеграммы с поздравлениями от Владимира Путина, и мы про себя пели наш гимн».
Встреча паралимпийцев в аэропорту Челябинска получилась очень эмоциональной. Валерия была так рада, что смело пошла к журналистам и, к удивлению тренера, начала рассказывать, что поедет и в Лос-Анджелес в 2028 году.
«Это были просто эмоции, — смеется чемпионка. — Но мотивация у меня остается. Еще буду плавать и плавать. Раньше хотела бросить, но меня всегда тренеры уговаривали остаться. А сейчас уже не хочу бросать, не знаю, как без плавания».
«Эту Паралимпиаду мы прошли, и я думала, что на этом мы закончим, но тут Лера сама в кураж вошла. Потому что очень тяжело всегда дается подготовка, паралимпийский цикл. У меня все это на успокоительных проходит. Потому что я лучше бы сама плыла, чем вот там стоять. Может быть, сократим число дистанций, посмотрим по подготовке, как будет складываться. Каждую Паралимпиаду добавляются новые спортсмены, растут результаты, и конкуренция усиливается», — отмечает Татьяна Новикова.
Важные слова
Да, в этом году в жизни Валерии Шабалиной случилось важнейшее событие — у нее появился сын Матвей. Она признается, что это очень сильно повлияло на ее мироощущение: «Да, я почувствовала эту перемену. Все очень сильно поменялось. Я стала более ответственной: занимаюсь ребенком, помогаю по дому, по огороду. Но в огород меня, правда, не пускают. (Смеется.) Много времени провожу с ребенком. Скучаю, когда бываю на сборах. Каждый день созваниваюсь по WhatsАpp, смотрю на Матвея. Потискать его, конечно, нельзя по телефону, но я по крайней мере с ним говорю. Когда я вернулась из Парижа, он так на меня смотрел всегда, прямо взгляд не отводил».
По словам Валерии, она уже готова отдать сына в плавание и даже сама хочет его тренировать. Опыт работы с детьми у нее есть — она регулярно помогает Татьяне Новиковой проводить занятия в бассейне с ребятами. Татьяна подтверждает, что дети очень любят Валерию и после каждой тренировки бегут с ней обниматься: «У нас есть такая традиция, когда ребята выходят из бассейна, они все должны обняться с тренером, поблагодарить за тренировку. Стоим после занятия все мокрые, но счастливые».
Валерия Шабалина признается, что ей очень приятно внимание журналистов и простых людей. К ней часто подходят сфотографироваться, попросить автограф, сказать добрые слова, и она никогда не отказывает в общении. Все это появилось в ее жизни благодаря спорту.