Имена названы, кандидатов можно обсуждать. Сформировалась семерка отважных, готовых, как они вероятно считают, вывести МОК на прекрасную, прибыльную и бесконфликтную дорогу. Олимпийский мир во всем мире, дружба, жвачка – цели у всех кандидатов всегда одни и те же. Потому что вряд ли кто-то в своей программе будет говорить о надеждах на конфликты и отсутствие прибыли (организация заработала за прошедший олимпийский цикл 7,6 млрд долларов).
О Себастьяне Коу, президенте World Athletics, который нам не дорог и не люб по причине того же по отношению к России и российским спортсменам (нашей легкой атлетике он заморозил выход на международные старты бессрочно), говорилось уже много. Коу в список претендентов вошел, хотя, казалось бы, мог там сенсационно и не оказаться из-за неожиданно озвученных требований комитета МОК по этике. Если в двух словах – староват уже 67-летний британец для этой должности, да и конфликт интересов, о котором говорит соответственный пункт Олимпийской хартии, у него тоже есть: Коу входит в МОК как глава мировой легкой атлетики и от его нового срока прошел только год из четырех.
Требования комиссии нам всем пояснили: претендент должен быть членом МОК и в момент выборов, и на протяжении всего первого президентского срока, составляющего восемь лет. Возрастной ценз – 70 лет. И быть бы сенсации, но есть же оговорка: возраст может быть в некоторых случаях и повышен.
Оговорки вообще, как показывает жизнь, если надо, всегда и везде находятся. МОК уже пояснил, что если Коу победит на выборах, то надо будет провести голосование по поводу изменения статуса членства в организации.
Для Йохана Элиаша, действующего президента Международной федерации лыжных видов спорта, возраст – не помеха, ему 62 года. Швед по рождению, британец по проживанию в должность главного по всем лыжным видам вступил в июне 2021 года. А карьерную лестницу в олимпийских структурах строит просто стремительно: членом МОК стал только летом этого года, теперь – смотрит на кресло главного. Ураганный такой темп. А вот в отношении допуска наших спортсменов – мертвая тишина. Комментарии излишни.
Хорошо известный испанец Хуан-Антонио Самаранч всегда идет у нас с припиской – младший. Он сын знаменитого и до сих пор многими любимого президента МОК Хуана Антонио Самаранча-старшего, возглавлявшего МОК с 1980 года по 2001-й, кстати, в том же последнем для отца году и Самаранч-младший стал членом МОК. Что он для нас? Сейчас Самаранч – вице-президент МОК, и этим, в принципе, все сказано. Против ветра не шел.
Давид Лаппартьен, глава Международного союза велосипедистов. Особенно нигде для широкой публики не светился. Но наш прославленный Вячеслав Екимов, давно уже тоже функционер, его хвалит. Говорит: толковый мужик, то что надо – с нормальными взглядами, не шовинист, практик и хороший теоретик. И вообще – приверженец чистоты идеалов спорта.
Лаппартьен с 2013 года был президентом Европейского велосипедного союза, а Международный союз велосипедистов возглавляет с 2017 года, зимой 2022-го стал членом МОК. Международный союз (в отличие, кстати, от Европейского) позволил выступать нашим спортсменам в нейтральном статусе.
Моринари Ватанабэ, президент Международной федерации гимнастики с того же 2017 года. Членом МОК стал на год позже. Похож на Лаппартьена в том, что оба – вполне адекватные, работоспособные, инициативные в своих видах спорта. Достаточно ли этого и работает ли активно без политических целей на авторитет для выдвижения именно в президенты – вопрос. В гимнастических видах российские спортсмены допущены до стартов в нейтральном статусе.
Есть в семерке еще иорданский принц Фейсал ибн Хусейн. И он – член исполкома МОК. Но тут ощущение, что никто на него особенно и не ставит. За компанию пошел в семерку. Или еще за чем.
И наконец, она, единственная. Говорят, Кирсти Ковентри – любимица и соратница Томаса Баха. Двукратная олимпийская чемпионка по плаванию. Потом – министр по делам молодежи, спорта и культуры Зимбабве. Дальше – возглавляла комиссию спортсменов МОК, в прошлом году вошла в исполком МОК. Запятнать себя ничем не успела, резких движений не делала. И Ковентри всего 41 год.
Все семеро, заявив о намерениях, должны будут представить свои программы. До этого – никакой предвыборной агитации. Тем, кто ее жаждал, надо было успеть все сделать хотя бы во время Олимпийских игр. Программы кандидаты в президенты обнародуют в январе 2025 года, а сами выборы главы МОК состоятся в марте. На выборах проголосуют 111 членов МОК, представлять нашу страну будет один человек: глава Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев.
И вот какая загогулина: выборы состоятся в марте, а официально к обязанностям президента победивший приступит только летом, в июне. До зимних Олимпийских игр останется полгода. Так что Томас Бах для попадания на них спортсменов России – снова наше все.
А за плечами у президента МОК – долго вынашиваемое и, как он считает, удачное решение по допуску нейтральных индивидуальных спортсменов к Олимпийским играм в Париже-2024. И ведь это «новые времена требуют новых лидеров», а летом – будут еще хорошо знакомые старые времена. И вряд ли Бах, уходя, даже спрашивать себя будет: а надо ли что-то менять в консерватории?