Анастасия Зинина шокирующе расшевелила общественность перед началом сезона. Комментарий, следуя новому тренду публиковать тяжелые истории жизни под песню «Камень» в исполнении Fleur, дала хлесткий. Слова в самой песне такие: «Попробуй разбить меня, ты не поверишь глазам. Попробуй сломать, ты скорее сломаешься сам». Комментарий – страшнее: «Я, пережившая три попытки суицида, одну попытку изнасилования и чуть не стала инвалидом на всю жизнь из-за врачебной ошибки…» (Когда идет такой набор фактов, не до того, чтобы придираться к стилистике.)
Потом, правда, удар по публике фигуристка смягчила словами: «Надо бы кое-что прояснить». И вроде прояснить попыталась: «Цель видео была в личностном росте и преодолении всех препятствий в жизни, которые, к сожалению, мне пришлось пережить. Оно позитивное». При этом заявила, что у нее все хорошо, она «безумно счастлива», тренируется и усердно готовится к сезону, карьеру не завершает. И внезапно обратилась с призывом: «Прошу вас не распространять ложную информацию! С уважением и любовью, ваша Настя».
После ухода самого информатора в «позитив» можно было бы на нем и остановиться. Но отправная точка слишком увесиста: не один камень, целый камнепад.
Кто подзабыл о фигуристке Анастасии Зининой или не знал ничего вовсе, теперь вспомнил и знает. Во взрослом сезоне-2022/2023 под руководством Алексея Василевского и Юлии Лавренчук она стала бронзовым призером этапа Гран-при России и заняла шестое место на чемпионате страны, попав в национальную команду. Дальше пошли проблемы и испытания. Впрочем, они были и до этого.
Настя из Ростова-на-Дону, но уже 8 лет живет в Москве. Переезд был связан с фигурным катанием, семья пошла на это, хотя ей и пришлось разделиться: мама поехала с Настей, папа остался в Ростове. В Москве фигуристка начала заниматься у тренера Светланы Пановой, затем перешла в академию «Ангелов Плющенко». В сезоне-2021/2022 Анастасия была призером юниорского Гран-при. Но на первенстве России оказалась за пределами топ-10.
В июне 2022 года Академия Плющенко опубликовала информацию, что тренерским штабом «принято единогласное решение прекратить сотрудничество со спортсменкой Анастасией Зининой за нарушение спортивной дисциплины». Позже Евгений Плющенко несколько раз уточнял причины исключения спортсменки: отказывалась выполнять тренерские установки. У Насти была травма, ей запрещали прыгать, но для нее было «важнее мнение мамы». А есть тренерский штаб, который отвечает за ее здоровье, но сделать этого, получается, не может, поэтому в сложившейся ситуации и принято решение об отчислении Зининой.
Анастасия сначала в соцсетях написала: «Спасибо за все», поставила «сердечко». Но в чате своего канала уточнила: «Ничего не нарушала. Так получилось». Позже – удалила пояснение. А еще позже ссылалась на хорошие отношения с Плющенко, но не сложившиеся со вторым тренером, называя это ключевым моментом ухода.
После отчисления из «Ангелов» Зинина оказалась в СК «Армия фигурного катания», начала работать в команде тренера Алексея Василевского. На чемпионате России стала шестой, обойдя Веронику Яметову, Ксению Синицыну и Алину Горбачеву.
В 2023 году в короткой программе на одном из январских стартов Зинина упала с тройного лутца и получила травму. Ее увезли в Центр детской хирургии Рошаля с подозрением на перелом шейки бедра. Сезон не завершила.
А потом пропустила и следующий, хотя приняла участие в контрольных прокатах сезона-2023/2024. Осталась довольна прокатом короткой, а в день произвольной почувствовала недомогание. Как рассказывала сама, несколько дней не тренировалась, потом вернулась к обычному графику. А на одном из первых стартов история повторилась: выступила с короткой, дальше – проблемы. Чувствовала себя плохо до такой степени, что, по ее словам, «стали отниматься потихоньку ноги». Дальше было еще страшнее: «Чуть ли не дошло до инвалидной коляски, я стала плохо ходить и разговаривать».
Дело закончилось полным обследованием, но ситуация усугублялась. «Мы обращались в ФМБА, мне делали множество тестов, обследований – МРТ, КТ, думали, что-то с нервами, делали электронейромиографию, она показывала, что там все чисто, сигналы проходят. Уже думали, что что-то из головы идет, такое могло быть, особенно после Кубка Первого канала, был психологический барьер, – комментировала фигуристка болезнь в интервью ТАСС. – Меня положили в больницу для обследования и поставили в итоге постковидный синдром».
На лед Анастасия вернулась в конце прошлого сезона. Возвращение не было эффектным, но, как говорила Настя, «после первых соревнований, даже после такого результата, я выдохнула, как будто камень с души упал, я опять в строю, я готова работать».
…Семнадцать лет – это, конечно, возраст, когда штормит по полной программе. Тут главное – не улететь с палубы. У многих спортсменок есть, наверное, что рассказать о преодолении разных обстоятельств: надуманных и реальных. Но если что-то попадает в информационное пространство, то очень важны трактовка и сопровождение этих обстоятельств. Например, заявление в полицию о попытке изнасилования. Или медицинские документы. Ведь, например, три попытки суицида – если они не в теории, конечно, – это то, что обязано находиться под постоянным контролем.
Настя, побежав за трендом или минутно поддавшись его настроению, бросила тяжелые камни в сторону кого-то из бывшего окружения. Придавила обвинениями и собственную семью: где были, куда смотрели? И в любом случае ее нынешней ситуации (прошлое сразу с тремя попытками суицида, например, требует, видимо, все же не подписи к песне), мягко говоря, не позавидуешь. Такие истории из серии «заявил – удалил», признался в чудовищном, но тут же вроде и всё стер, да и вообще, «я счастлива», просто так не заканчиваются.
Хвост у необдуманных (или обдуманных) слов будет очень длинный. И самая его малость, наверное, то, что вопросами со всех сторон по поводу написанного Анастасия Зинина обеспечена на весь сезон. Стоит вспомнить не столь давнюю историю Алины Горбачевой, ушедшей в неизвестность и поднявшей на ноги всю Москву, полицию и даже водолазов.
В фигурном катании все популярнее становится вопрос: что это было? Когда ответа нет и он даже не предполагается, но есть некий намек – толстый или тонкий – на некие обстоятельства. Вот и сейчас: сообщение спортсменки удалено, но все прочитать успели. И комментировать никто толком ничего не берется: прочитанное слишком сурово, чтобы подойти к нему легкомысленно. И слишком трагично, чтобы от него отмахнуться.
В новом сюжете фигурного катания ответ на популярный (и почти всегда обреченный на отсутствие внятного толкования) вопрос, что это было, почему Настя вдруг решила обнародовать страшные эпизоды судьбы одним залпом и столь небрежно, пока знает только она сама. «Личностный рост» – звучит, конечно, эффектно. Но не после шока. Сезон вот-вот начнется, контрольные прокаты взрослой сборной пройдут уже через месяц.