Да, американцы этого хотели. И хотели громко. Они показывали пустые футляры от коробок, в которых должны были лежать олимпийские медали, — вообще-то для них серебряные. Они раньше всех судебных решений настаивали на том, что победили в Пекине. И больше всех говорили о «чистом» спорте. Сострадания к случившемуся никто и не ждал, но и помолчать до окончательного решения можно было бы.
Впрочем, так нам хотелось, а правила хорошего тона — это, видимо, не про оспаривание золотой медали, тут включаются другие законы давления на массы и мозги. Вернее — сразу 9 золотых медалей. Именно столько участников командного турнира выставили американцы (в отличие от российской команды, в которой выступили 6 спортсменов).
Кто первым придумал эту идею? МОК или НОК США? Олимпийские игры в Париже — летние? Но американские фигуристы, которые ждут медали зимних Игр в Пекине, хотят наполнить свои пустые футляры золотом. И чем тогда Париж не место для пьедестала фигуристов? Странноватого, правда, пьедестала: с пустотой третьего места.
Американцев, как и любых призеров, не получивших свои награды, конечно, можно понять в желании все же испытать чувства торжественного награждения. «Нам бы хотелось провести настоящую олимпийскую церемонию награждения. Для нас ею могла бы быть церемония на Олимпийских играх в Париже этим летом… В окружении олимпийского духа. Это был бы сценарий мечты», — тиражировали слова фигуристки Мэдисон Чок (тут можно поставить фамилию любого из участников) агентства.
Этот сценарий мечты МОК и США официально назначен на 7 августа. Марк Адамс, представитель МОК, которому всегда достается на ежедневных брифингах Олимпийских игр все самое сложное, сообщил, что церемония награждения после перераспределения медалей командных соревнований по фигурному катанию Олимпиады в Пекине пройдет в Парке чемпионов именно в этот день. Все к этому были уже готовы, утечка информации о предполагаемых планах американцев случилась давно.
К слову, японцы, которым присуждено второе место, свою позицию все это время особенно не выпячивали. Пустыми коробками точно не стучали. Конечно, серебро лучше бронзы, но какое-то внешнее впечатление, что им вся эта история не то что очень нравится, но они просто хотят получить медаль (безо всяких лозунгов), присутствует. «Мое самое большое желание — чтобы медаль появилась как можно быстрее. Я ждала два года, поэтому была бы рада, если бы решение было принято в ближайшее время. У меня в руках нет медали, поэтому я ее не чувствую», — говорила Вакаба Хигучи.
Да, Спортивный арбитражный суд отклонил апелляции Олимпийского комитета России, Федерации фигурного катания на коньках России и фигуристов, участвующих в командных соревнованиях, на решение о перераспределении медалей командного турнира Олимпиады 2022 года после дисквалификации Камилы Валиевой. Золото вслед за решением ISU теперь и по решению суда — не наше, американское.
* * *
В командном турнире Олимпиады первое место заняла Россия, вторыми стали американцы, третьими — японцы, четвертыми — канадцы. То, что российская команда была на голову сильнее конкурентов, — для суда не аргумент. Аргумент — наказание спортсменки, которую не удалось отстоять в судах же. Правда, и он пока еще официально не чист перед законом. На решение CAS о дисквалификации Камилы Валиевой (29 января Спортивный арбитражный суд наказал фигуристку на четыре года за нарушение антидопинговых правил, а уже 30 января Международный союз конькобежцев аннулировал результаты спортсменки на Олимпийских играх, передвинув Россию в командном турнире фигуристов с первого места на третье) была подана апелляция в Федеральный суд Швейцарии, ее судьба до сих пор неизвестна.
После того как CAS отклонил апелляции, вопросы остались. Но задавать их некому, да и бессмысленно. И раньше, и сейчас никто не объяснил, например, почему стокгольмская лаборатория, получив положительный результат пробы 11 января, перепроверяла его потом девять раз, остановившись после окончания командного турнира Игр? 11 января — та дата, когда не только на Играх можно было произвести замену в команде, но и в составе участниц на сами Олимпийские игры.
«Решение суда принято вовремя, чтобы распределить золотые и серебряные медали на Олимпийских играх в Париже-2024. Теперь МОК будет работать с ISU, Олимпийским комитетом США и Олимпийским комитетом Японии, чтобы привезти спортсменов в Париж и провести церемонию в Парке чемпионов на основе измененных результатов ISU. Мы рады, что такая возможность может быть предоставлена спортсменам и командам, которым, к сожалению, пришлось очень долго ждать своих медалей из-за продолжающегося судебного разбирательства», — сообщил МОК сразу вслед за вердиктом суда.
Но CAS рассмотрел четыре апелляции на решение Международного союза конькобежцев. Четвертая принадлежит канадцам: от канадской команды, федерации фигурного катания и Национального олимпийского комитета. Канада хочет бронзу. Ту медаль, что решил выделить нам ISU.
В процессе пересмотра результатов командных соревнований два первых места, две десятки, полученные Валиевой, были аннулированы. (Команда России в Пекине набрала 74 очка и заняла первое место, команда США — 65 очков, у японцев — 63 очка, у Канады — 53 очка.) Канадцы задались вопросом: почему баллы остальных фигуристок не пересчитаны, остались прежними? Если бы это было сделано, то Мэделин Скизас набрала бы не 16, а 18 баллов, что дало бы возможность Канаде опередить нашу команду на балл.
* * *
К обсуждению сразу подключилась «тяжелая артиллерия»: бывший глава WADA Ричард Паунд заявил, что ISU должен вновь пересчитать баллы командного турнира и отдать бронзу Канаде: «Очевидно, что была допущена ошибка. Это не должно требовать судебного разбирательства. Математика — это не ракетостроение. Ошибка была допущена и должна быть исправлена как можно скорее».
Канадцы размахивают пунктом регламента ISU, по которому при дисквалификации одного из участников соревнований находящиеся ниже него спортсмены должны подняться на одну строчку вверх. Но регламент командного турнира — это загадка даже для самого ISU. Очевидно, что прописывать его придется к следующему команднику тщательно, учитывая все нюансы. Например, в футболе или волейболе с баскетболом команду наказывают, если больше двух участников совершили нарушение. (При таком подходе наше золото фигуристов вообще не подлежит пересмотру.) Если смотреть, как это происходит в легкой атлетике или биатлоне с лыжами, то тут тоже все не прямолинейно: тем же американским легкоатлеткам CAS сохранил медали в эстафетах 4х100 и 4х400 метров на Олимпиаде 2000 года в Сиднее, хотя Мэрион Джонс была позже дисквалифицирована.
Жалоба канадской стороны рассматривалась отдельно от апелляций России, слушания в Лозанне прошли 22 июля. Пока решения нет, оно «будет вынесено позднее». САS специально подчеркнул, что канадскими апелляциями занимаются другие арбитры. И вероятность того, что они могут не согласиться с ISU в вопросе распределения медалей после дисквалификации Валиевой, пока все же исключить нельзя. (Кстати, ОКР в случае присуждения России четвертого места может подать апелляцию на решение CAS в Федеральный суд Швейцарии.)
И снова вопрос: если бронза все же останется у наших фигуристов, то каким образом будет им вручена? «Бронза по почте» — звучит совсем не как олимпийская мечта (впрочем, она ведь уже и не американская). А могут ли вообще пригласить россиян на награждение, реально это? И нужен ли столь сомнительный ход МОК? России на Олимпийских играх нет, упоминание страны запрещено. Хотя, с другой стороны, для нынешнего МОК возникает очередной привлекательный российский ход: «вновь поставить их на место». В прямом и переносном смыслах.
И еще вопрос — очень и очень спорный: согласятся ли наши фигуристы (при отклонении канадских апелляций) получить бронзовую награду? Медаль Олимпийских игр, любая, — это ценность. А пекинская еще и выстрадана не только спортивными трудами. Вот только она — совсем не та, что завоевали.
Но про канадцев или россиян из зимнего вида спорта на пьедестале в центре летних Олимпийских игр бедолага Адамс ничего сказать не может. Говорит лишь, что на данный момент у него нет данных, «какие команды будут». Как только решение суда по судьбе золота стало известно, МОК ускорил работу, чтобы вручение медалей «провести на уместной площадке». И раз уж «получилась такая ситуация», то и само решение о награждении фигуристов в Париже МОК тоже считает «уместным».