— Не так давно в столице завершился показательный турнир «Легенды тенниса в Москве». Хотелось бы узнать, как вы оцениваете его итоги и могут ли жители Москвы, любители тенниса, в ближайшее время ожидать подобных соревнований?
— Такие соревнования у нас, что называется, в системе. Осенью тоже будем пытаться сделать подобный турнир, уже с привлечением иностранных участников.
А вообще турниры с участием наших лучших теннисистов, играющих в различных возрастных категориях, круглогодично идут по России. Причем где-то раз в месяц приблизительно в подобных соревнованиях вместе с теннисистами играют и ветераны, и космонавты, и бизнесмены. В некоторых подобных соревнованиях у нас участвует иногда от семи до двенадцати Героев России.
— Шамиль Анвярович, в январе мы с вами подводили итоги прошлого года. В том числе говорили о достижениях, которых удалось добиться нашим теннисистам в 2023 году. И цифры, конечно, были впечатляющими: более 600 побед на различных международных турнирах в 69 странах мира и более 4000 победных матчей, не включая внутренние соревнования. За первую половину этого года у наших теннисистов уже тоже много побед. Как вы оцениваете результаты отечественного тенниса за первые шесть месяцев 2024 года?
— Они лучше, чем в прошлом году. Если взять показатели за первое полугодие, то на 15 июля у нас 331 победа в международных турнирах. По сравнению с прошлым годом за этот период времени на 14 больше. Наши теннисисты побеждали на соревнованиях в 53 странах мира.
— За счет чего удалось добиться такого улучшения? Что является главными факторами?
— Во-первых, у нас все участвуют в соревнованиях в мужском и женском индивидуальных разрядах: до 13, 15, 17, 19 лет и взрослые, потому что турниры полностью открыты. Но я не случайно назвал цифру — 53 страны мира. Мы переформатировали календарь подготовки молодежи, чтобы попадать в те страны, где наиболее доступно наше участие в соревнованиях. Также наши ребята плодотворно проводят подготовительные сборы. Мы реально сохранили систему и методики подготовки. Поэтому во всем, что касается резервов, у нас нет упущений. Мы ведем плановые подготовки в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями.
— Как раз по методическим рекомендациям вопрос. Когда мы с вами подводили итоги 2023 года, вы говорили, что в нашей Федерации тенниса уже несколько лет действует уникальная система подготовки молодых теннисистов, учитывающая очень многие аспекты тренерской деятельности. Как продвигается работа в этом направлении? Можно ли ожидать еще каких-то новаций от нашей федерации?
— Мы этим регулярно занимаемся. Разрабатываем новые материалы для аттестации тренерского состава. У нас на постоянной основе проводятся двухуровневые семинары тренеров. По актуальным вопросам современной системы подготовки в области психологии и формирования необходимых качеств у теннисистов выпускаем методические пособия. В этом месяце из печати выходят два методических пособия — по психологии и по формированию системы подготовки до 16 лет. К концу года мы планируем выпустить более 10 подобных методических работ. Чтобы обучение тренерских кадров дальше проходило уже по обновленным рекомендациям.
■ ■ ■
— В ближайшее время нашим лучшим теннисистам, лидерам нашего тенниса, предстоит участие в нескольких международных турнирах. Кто-то поедет в Париж на 33-ю летнюю Олимпиаду, кто-то будет играть в других соревнованиях. Каких результатов можно ожидать от наших мужчин и женщин в ближайшие месяцы?
— У женщин потихоньку идет смена поколений. На Олимпиаде впервые будет играть Мирра Андреева, которой сейчас 17 лет. После Олимпиады она будет участвовать в Открытом чемпионате США по теннису, последнем турнире Большого шлема этого года, который стартует 26 августа.
Поэтому задача девочек, не только Мирры, — набираться опыта. И сочетание парных комбинаций такое у нас на Олимпийских играх, которое должно способствовать этому. Потому что Олимпиада в данном случае для наших молодых спортсменов — это большая учеба и адаптация психологического состояния в сложных условиях. Все-таки такие, как Олимпийские игры, турниры дают хорошую психологическую подготовку.
Что касается мужчин, то сейчас у нас двое теннисистов в мировой десятке — это Медведев и Рублёв. И, конечно, мы боремся за то, чтобы Хачанов мог претендовать на место в десятке. Ответственность всегда повышается на главных соревнованиях. Я думаю, что просто у молодых рост будет идти быстрее, а нашим ведущим теннисистам надо закреплять свои позиции и пытаться биться за первое место в мировом рейтинге мужчин.
— Что касается первого места в мужском мировом рейтинге, то очень интересует ваше мнение о теннисисте, который очень популярен в нашей стране. Это Новак Джокович. Как оцениваете его состояние? Насколько оно критично, потому что в последних турнирах ему не удавалось одерживать победы. Хотя Новак уже приучил нас к тому, что выигрывает почти постоянно.
— Джокович понимает, что возраст поджимает. Похвально его стремление побороться на Олимпийских играх, завоевать медаль — у него ведь нет «золота»… Сегодня для меня Новак точно номер 1. Потому что ему, как Федереру или Надалю, сейчас нет смысла гнаться за первым местом в рейтинге по итогам турнира. А надо концентрироваться на тех турнирах, которые приравнены к чемпионату мира. Это турниры Большого шлема и Олимпийские игры. И Новак может, если будет играть дозированно, продлить и свою серию побед на Больших шлемах, и свое долголетие как лидер мирового тенниса минимум еще на полтора года.