«Пенальти — полный бардак»
С треском вылетевшего с прошедшего Евро Криштиану Роналду чуть было не оштрафовали за якобы скрытую рекламу фитнес-часов. Ушлость португальца узбекского происхождения (прадед футболиста был родом из Узбекистана. — Ред.) не была бы замечена, если бы не его пост в социальных сетях. После матча 1/8 финала игрок разместил фото с данными пульсометра. На нем было видно, что во время серии одиннадцатиметровых пульс Роналду снизился до 103 ударов в минуту. А после победного удара Бернарду Силвы частота сердечных сокращений португальца подскочила аж до 180. Что это было?! Никто не знает.
Сразу после публикации поста на Криштиану со всех сторон посыпались разного рода обвинения: и то, что он ничем не брезгует, рекламируя все подряд, и его бесконечное вранье, что он тут ни при чем и во всем виноваты рекламодатели. Ложку дегтя в бочку меда добавил известный эксперт по спонсорскому маркетингу Рикардо Форта. Он не только обвинил УЕФА и Роналду в нарушении правил, но и призвал соответствующие органы выписать штраф футболисту.
Не помогло в применении санкций к игроку и расследование скандального издания Daily Mail, раскопавшего подобный случай нелегальной рекламы, произошедший на Евро-2012. Тогда игрок сборной Дании Никлас Бендтнер во время празднования гола задрал футболку и показал трусы, на которых было написано название одной букмекерской компании. И футболиста, несмотря на все мольбы, оштрафовали — почти на 100 тысяч евро. Да еще и выписали ему запрет на участие в следующем матче.
Нынешние спортивные чиновники оказались более благосклонными к выходке Роналду, и в итоге он отделался лишь легким испугом. Португалец не стал комментировать нападки в свой адрес, отметив, что за свою карьеру он забил более 200 пенальти. Добавив, что именно эта часть футбола — полный бардак.
Денежный туман
В более серьезный скандал вляпался на Евро-2024 игрок сборной Испании и мадридского «Атлетико» Маркос Льоренте. Вездесущие журналисты вынесли на суд общественности информацию о бизнесе футболиста — компании, производящей кофе. Да непростой, а с символикой нацистской военной дивизии SS (Schutzstaffel).
Оказалось, что испанец зарабатывает на своей затее уже больше года. И даже поставляет свой премиальный продукт одному из испанских ресторанов. Набежавшие критики тут же поспешили обвинить футболиста в провокации и национализме. А испанский писатель Фонси Лоайса в своих социальных сетях припомнил спортсмену и другие грехи: «Футболист Маркос Льоренте является ярым последователем ультраправых сил. К тому же пропагандирует загорание без солнцезащитного крема. А недавно у него и вовсе закрыли ресторан, работавший годами без соответствующей лицензии и разрешения на террасу».
Не остались в стороне и интернет-пользователи, засомневавшиеся в невиновности испанца: «Да все он знал. А как все вскрылось — стал прикидываться бедной овечкой. Этим спортсменам веры нет. Им деньги весь мозг затуманили».
Сам футболист клятвенно пообещал изменить логотип, сославшись на незнание всех тонкостей создания эмблем.
120 любовниц мистера Вудса
Рекламный контракт из-за случайно брошенного в Интернете слова в 2011 году потерял звезда американского футбола Рашард Менденхолл. Спортсмен в своих социальных сетях выразил сочувствие «террористу номер один» Усаме бен Ладену и поставил под сомнение определенные факты теракта 11 сентября 2001 года. Все вышесказанное футболистом тут же сорвало его многомилионную сделку с производителем спортивной одежды. Не помогли ни его извинения, ни его адвокаты, тут же подавшие в суд на компанию. А все потому, что в контракте у спортсмена был пункт, на который он почему-то не обратил никакого внимания: «Если Рашард Менденхолл совершит какое-либо преступление или будет арестован за него либо окажется замешанным в ситуации или происшествии, навлекающем на футболиста общественную дурную славу, презрение, скандал или насмешку, могут шокировать, оскорбить большую часть публики». Спортсмен ничего не смог доказать в суде и остался не у дел. В марте 2014 года американец свою карьеру завершил, бросив на прощание, что отныне будет заниматься писательством.
Времена меняются, но рекламные скандалы в спорте в прошлое не уходят. В 2009 году величайший гольфист Тайгер Вудс уделал всех и вся, угодив в сексуальную передрягу. Жена Вудса обнародовала все истории с изменами мужа и даже уточнила точное количество его любовниц — 120 девушек. Излишняя любовь к девушкам с низкой социальной ответственностью чуть не поставила крест не только на его карьере, но и на контрактах со спонсорами. Некоторые из них моментально отказались от сотрудничества со спортсменом-изменщиком. Жена подала на развод, лишив Вудса 100 миллионов долларов. А горе-спортсмен лег в реабилитационную клинику, чтобы пройти курс лечения от сексуальной зависимости.
Экономисты из Университета Калифорнии не поленились и посчитали суммарный ущерб семи рекламных компаний, «лицом» которых являлся Тайгер Вудс. Убытки оказались колоссальными — почти 12 миллиардов долларов. После этого случая корпорации начали страховаться от риска издержек, вызванных неподобающим поведением представляющих их известных спортсменов.