Ульяна Баташова – не новичок Олимпийских игр. В Токио-2020 спортсменка выступала, заняла там девятое место. Стала лучшей из наших пятиборок, Гульназ Губайдуллина, например, оказалась 31-й, получив дисквалификацию в конкуре. В наградном списке 29-летней Баташовой – два серебра чемпионата мира в команде и эстафете (2017, 2021), шесть золотых медалей чемпионата России по современному пятиборью: в личном зачете (2018, 2020), в команде (2019, 2020), в эстафете (2013, 2020).
Каждый лидер – и об этом мы говорим уже без конца – решает сам: согласен он или нет на условия МОК? Готов ли ехать в Париж (если отберется или уже отобрался), готов ли идти на Игры под тремя сомнительными буквами, делать вид, что все российское – не твое. Готов ли обходиться в Париже без помощи привычных специалистов, готовиться за свой счет и так далее…
Свое решение, желание выступать в столь спорном для многих, а для кого-то – неприемлемом, нейтральном статусе на Играх Ульяна объясняет так: в пятиборье после Олимпийских игр в Токио произошли серьезные изменения. И теперь не будет в нем конного спорта, а будет вместо него полоса препятствий. Но в Париже всё еще пройдет по старым правилам – кони с наездниками не окажутся под запретом.
«Получается, этот год – последний с конями, в Париже будут последние Олимпийские игры современного пятиборья такого, каким мы все его знаем, каким любим. Дальше будет совершенно другой вид спорта, и я не планирую им заниматься, это мой последний сезон в пятиборье. Также современное пятиборье не включено в программу Игр дружбы», – рассказала спортсменка «СЭ».
Ульяна Баташова, которая первый сезон выступает после рождения ребенка, признала, что в выборе между завершением карьеры и попыткой реализации целей на Олимпийских играх победил Париж-2024. То есть последние Олимпийские игры для современного пятиборья в привычном формате.
Раз победил Париж, спортсменка сделала следующий шаг: отправила заявку на получение нейтрального статуса. Имела право: и на выбор, и на заявку. Дальше, по словам Баташовой, «кому-то это, видимо, не понравилось». Спортсменка уточняет: все расходы она взяла на себя, сама оплачивает подготовку, что-то взяли на себя друзья и спонсоры. И вот она – цитата дня, разлетевшаяся мгновенно: «Федерация не то что не помогла - меня сразу уволили из сборной, но и к этому я была готова. Моя мечта дороже денег».
Правда, уже на следующий день последовало объяснение главного тренера сборной России по современному пятиборью Андрея Макушина: спортсменку никто не увольнял, она входила и входит в состав сборной. Но ее ставку (то есть деньги) передали другой пятиборке. Какой именно – вообще не суть. А передали, потому что на соревнованиях сезона, где Ульяна выступала (в зимнем турнире и Кубке Павла Леднёва), она была пятой. Со сборной командой не работала, потому что живет в Азербайджане (муж – один из тренеров сборной страны по триатлону). И вообще: в сборной команде больше 100 человек, это разные возрастные группы. А ставок на всех только 16: по восемь у мужчин и у женщин.
О получении Баташовой нейтрального статуса, по словам тренера, федерация знала. И приняла ситуацию: «Это ее осознанное решение, спортсмены вправе сами решать свою судьбу».
Ульяна Баташова, получив нейтральный статус, может выступать на международных стартах. И уже выступает. Но пока вообще речь не об Олимпиаде, потому что для попадания в Париж нужно туда еще отобраться. Основной отбор на чемпионате Европы закончился в прошлом году, а на чемпионате мира, считают специалисты, возможности у спортсменки отобраться есть, но надо быть высоко в рейтинге. И остается очень мало стартов, которые позволят попасть на Игры.
Сама Ульяна тоже говорит, что шансы для отбора у нее пока остаются: будет, например, чемпионат мира, на котором можно попасть в тройку и получить прямую лицензию или набрать хорошие очки. Только что, 20 апреля, Баташова заняла седьмое место на этапе Кубка мира по современному пятиборью в Анкаре.
«Моя мечта дороже денег», – звучит, конечно, красиво. И так по-олимпийски жизнеутверждающе. И вроде, раз Ульяна так решила, можно лишь пожелать ей удачи на пути к выбранной цели, что, кстати, многие и делают. В чем тогда проблема? Почему спортсменка, судя по ее словам, обиделась на федерацию? И разве в сложившейся ситуации она вообще могла не взять все расходы на себя, оперевшись на друзей и спонсоров? Снятие со ставки сразу после получения нейтрального статуса, может, и выглядит не очень красиво, но на то есть требования МОК для нейтральных спортсменов.
Увы, но спортсменам, получившим нейтральный статус, на этом придуманном для России и Белоруссии пути попадания на Игры важно соблюдать не только критерии МОК из серии: не связан, не замечен, не привлекался, не буду с флагом, не буду с гимном, символикой, ничего никому не скажу о России в интервью и т.д. К критериям прилагаются еще и «Принципы участия отдельных нейтральных спортсменов и их вспомогательного персонала с российскими или белорусскими паспортами в Олимпиаде-2024». А там есть, например, такой пункт: «Индивидуальные нейтральные спортсмены не являются представителями России и Белоруссии или любой другой организации из этих стран, включая национальные олимпийские комитеты и национальные федерации». Можно ли это понимать иначе, чем то, что и зарплату в сборной МОК для нейтральных спортсменов не считает возможной. Государство в подготовке участия принимать не должно.
Но все же прецедент Баташовой – это вопрос для всех федераций, чьи спортсмены собираются на Олимпийские игры в нейтральном статусе. Их не так много, но они есть, те организации, в составе которых лидеры успешно проходят квалификационный отбор: например, федерации борьбы, дзюдо, тхэквондо, теннис. И лучше, наверное, все же объявить о том, что снятие со ставки возможно (или необходимо, раз других путей МОК не оставляет), заранее. А не после оглашения чьего-то желания быть или не быть на Играх.