…Иногда думаю о том, что было бы, случись подобное разбирательство с американской фигуристкой, не достигшей 16 лет на момент нарушения? Как бы в США оберегали и хранили преданность той, кого носили на руках и прочили в чемпионки. Как бы рты затыкали разные… Как бы призывали к ответу тех, кто нарушал права этого самого «защищенного лица». Да и затянулось бы дело на такой срок?
Но то вопросы, на которые никто не ответит, а если даже и можно отыскать приблизительные примеры, то калька – не вариант. Все очень индивидуально. И точно только одно: безумно болезненно. Для Камилы и ее поклонников – само собой. Для тех, кто не получил до сих пор олимпийские медали – тоже. И это не только наша команда.
Вот снова не выдержал американский фигурист Винсент Чжоу. Выбираю из слов только конкретику: «Прошло 500 дней с тех пор, как должна была состояться церемония награждения командного турнира по фигурному катанию на зимних Олимпийских играх 2022 года – а мы все еще ждем». Призвал МОК, РУСАДА, WADA сделать все, чтобы содействовать «должному решению по итогам слушаний в Спортивном арбитражном суде 26-29 сентября».
Правда, должное решение ему видится в его свете, не нашем. Потому и призвал Международный союз конькобежцев, команды Японии (третье место) и Канады (четвертое) публично обозначить вместе с американцами позицию в защиту чистого спорта и справедливых результатов. «Чтобы чистые атлеты не были наказаны за проступки спортсменов, причастных к допингу». Разделил фигуристов на чистых и преступных.
Еще Чжоу сообщил, что американская команда отдала пустые олимпийские футляры для медалей в музей. По эмоциям бьет и фото команды с этими коробками в руках.
Обидно. И им, что сто процентов справедливо. И нам. Но – по-разному. Мы хотим одного исхода дела, верим, что оправдание будет. А многие из них с первых дней после известия о положительной пробе все для себя решили еще там, в Пекине-2022. И вынесли приговор. Поэтому ждать полтора года приведения его к исполнению считают бессмысленным и позорным.
Впрочем, можем произнести и мы некоторые слова, сказанные теми же американцами. «Когда думаешь об этом, трудно удержаться от эмоций, от грусти по поводу всей ситуации и того, насколько долго рассматривается дело», – это поделилась печалью Мэдисон Чок, выступающая в танцах с Эваном Бейтсом. Партнер продолжил мысль: «Вы хотите пересечь финишную черту и получить награду за гонку, за то, чего вы достигли в этот момент. Восклицательный знак не должен ставиться через десять предложений или в следующем абзаце».
В сообщении о назначенных днях слушания говорится, что пройдут они, как и положено, в штаб-квартире CAS в Лозанне. Арбитры могут заслушать некоторые стороны, свидетелей и экспертов посредством видеоконференции. Потом CAS проведет обсуждение, подготовит арбитражное решение. Так что загулявший где-то «восклицательный знак» уже близко.
Арбитры для рассмотрения дела уже выбраны (их трое, один – от истца, один – от защиты, главного в комиссии назначает CAS). Но для нас арбитров пока нет: имена не названы и не будут названы, видимо, до окончания дела. Суд считает, что так будет разумнее: «чтобы защитить целостность разбирательства».
«На данный момент невозможно сказать, когда будет объявлен окончательный вердикт». Вполне возможно, конец мучительной истории наступит до конца года. Резонанс дела уже таков, что ждать еще – просто на грани безумия.
Но решение CAS будет окончательным и обязательным, за исключением права сторон на подачу апелляции в течение 30 дней «на ограниченных процедурных основаниях». И эти основания касаются не самого решения, а допущенных нарушений по ходу судебного процесса.
Будет ли сама Камила на слушаниях или правила позволяют ей не присутствовать? Спортивные юристы предполагают, что представлять интересы Валиевой может кто-то, кому будет выдана доверенность. Но выбрать форму своего участия фигуристка может сама. Так что Камиле решать, быть или не быть ей лично даже по видеосвязи. Хотя участие, конечно, предпочтительнее.
В МОК обозначенные сроки проведения слушаний дела, которое имеет к организации самое прямое отношение, прокомментировали так: продолжаем следить за развитием событий и теперь «находимся на шаг ближе» к окончательному решению, которого так ждут спортсмены. «Только завершение дела позволит Международному союзу конькобежцев определить окончательные результаты командных соревнований по фигурному катанию на этих Играх, а МОК – принять решение о распределении медалей».