Мы все знали, что Пеле умирает. Последнее время его здоровье настолько ухудшилось, что врачи даже прекратили лечение, оказывая лишь поддерживающую паллиативную помощь, чтобы облегчить страдания.
Все дети Пеле собрались в больнице у постели умирающего. Его сын Эдсон отказался возвращаться к работе в бразильском клубе «Лондрина» ради того, чтобы побыть с отцом хоть еще пару дней. Его дочь Кели выкладывала в сеть видео с папой, призывая верить в возможность улучшения его самочувствия. Но сам Пеле словно чувствовал, что на этот раз все кончено. И 26 декабря попрощался со своими родными.
Когда же в интернете появились новости о том, что бразильский клуб «Сантос», в котором Пеле провел большую часть своей игровой карьеры, всерьез готовится к его похоронам и даже установил золотой саркофаг на домашнем стадионе, в неизбежность близкой кончины Короля футбола поверилось окончательно.
"Однажды мы снова сыграем в футбол на небесах", - сказал Пеле после смерти Диего Марадоны 25 ноября 2020 года. И вот два легендарных игрока снова вместе.
***
Почему же именно Пеле стал Королем футбола. И никто никогда не оспаривал этот титул? Ведь были же другие великие игроки, такие, как Ференц Пушкаш, Франц Беккенбауэр, Лев Яшин, Марадона, Платини и еще многие другие. Чьи имена известны любому поклоннику футбола. Что такого особенного было в этом среднего роста пареньке из бедной бразильской семьи, родившегося в городе Трес Корасойнс (Три сердца – прим.ред.). Откуда, кстати, родом и другой великий бразильский футболист Тостао. Особенно для тех из нас, кто никогда вживую не видел игру Короля?
Конечно можно прочитать в различных книгах и справочниках, что Пеле изменил футбол своей игрой, что он был настоящим вундеркиндом, футболистом от бога и обладателем множества рекордов, побить которые другим вряд ли удастся.
Но разве мало рекордов у других игроков, у того же Лионеля Месси? Почему его не называют королем?
Мне кажется, что для этого достаточно взглянуть на любую фотографию Пеле. И увидеть его добрую улыбку и смешинки в глазах. Такой жизненный оптимизм есть только у тех, кто познал настоящую нужду и лишения. И все равно остался жизнерадостным. И частичка этой жизнерадостности через его добрый взгляд всегда будет передаваться нам всем.
***
У каждого из нас, кто по-настоящему любит футбол, есть своя история из жизни, связанная с Пеле. Потому что он и есть сам футбол.
Меня он как-то спас от ареста бразильской полицией.
Во второй половине 90-х годов прошлого века я несколько лет жил в Бразилии. Большую часть времени я работал вместе с одним американцем, у которого был небольшой пляжный ресторанчик недалеко от Сакваремы в местечке под названием Вилатур.
В один из дней мне понадобилось отогнать наш микроавтобус Фольскваген на станцию техобслуживания в Кабо Фрио. Я ехал по почти пустому шоссе, любовался бескрайними полями и слушал «Агату Кристи». И совершенно не заметил машину дорожной полиции на обочине дороги. А вот стоявшей возле нее офицер меня заприметил издалека, так как скорость микроавтобуса была немного выше положенной. Он приказал мне остановиться и выйти из машины с документами. Открыв бардачок, я с ужасом понял, что все документы, кроме моего паспорта, остались на кухонном столе.
Офицер некоторое время слушал мои путанные оправдания, вытирая платком потный лоб – погода в тот день была очень жаркой. И ему наверняка меньше всего хотелось жариться под солнцем на обочине раскаленной автотрассы. Через пару минут полицейский раздраженно прервал меня: «Все вы, гринго, приезжаете в нашу страну и думаете, что можете делать, что вам вздумается. Совершенно наплевав на наши законы. Да что ты вообще знаешь о нашей стране? Видимо, придется арестовать тебя на пару суток, чтобы ты кое-что понял!»
И я почему-то почти бессознательно ответил, что я очень даже много знаю о его стране, потому что в ней родился и играл в «Сантосе» Пеле. Величайший футболист всех времен. Такой же, как наш вратарь Лев Яшин, к которому Пеле приезжал на прощальный матч…
После этого мы говорили о футболе почти пару часов в небольшом придорожном кафе неподалеку. А когда я спросил его, можно ли мне вернуться обратно за документами в Вилатур, чтобы все-таки добраться затем до техцентра, полицейский ответил: «Конечно же. Я даже не буду составляться протокол, так как иностранец, столько знающий о Пеле, не может быть плохим человеком».
В тот день до Кабо Фрио я так и не доехал. И совершенно не жалел об этом.