Два года назад Спортивный арбитражный суд в Лозанне объявил о санкциях в связи с делом Московской антидопинговой лаборатории. Россию обвинили в манипуляциях с базой данных, наша защита это отрицала, суд сократил бан с четырех лет (так хотело WADA) до двух. CAS запретил нашим сборным выступать под национальным флагом на чемпионатах мира и Олимпийских играх, петь гимн и проводить в стране международные старты (спортсмены выступали, представляя ОКР или федерации). Еще – госчиновники были обязаны покинуть посты в общественных спортивных организациях.
17 декабря наказание истекло. Никаких оснований для продления санкционных мер не было и не могло быть. Как подчеркнул президент ОКР Станислав Поздняков: «Эта страница закрыта»!
Но, с точки зрения WADA, до сих пор не смирившегося с выводами суда, возвращение прав России произошло слишком рано. Правда, окончание санкций даже не требует подтверждений: происходит автоматически. Всемирное антидопинговое агентство должно эту пилюлю проглотить. Хотя уже очевидно, что следующий шаг – снятие претензий WADA к РУСАДА – будет сложным.
Президент Витольд Банька за последнее время не раз заявлял, что «доверие к российской антидопинговой системе по-прежнему очень низкое», а само РУСАДА по-прежнему не соответствует требованиям. И, чтобы восстановить доверие, предстоит много работать. Да и вообще: «процесс восстановления не заканчивается 17 декабря, фактически он в этот день только начинается».
Банька же и указал на главную причину несоответствия: «кодекс 2021 года не был полностью интегрирован в российские законы, поэтому РУСАДА не будет восстановлено до полного выполнения условий». И это был нежданчик от WADA, впрочем, вполне ожидаемый.
Генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова не скрыла: «услышать о том, что несоответствие законодательства кодексу – критическое замечание к РУСАДА», стало сюрпризом. Замечание прозвучало во время осеннего аудита, который проводило WADA, наше министерство спорта было тут же проинформировано.
Да, еще Банька нарисовал будущее России после 17 декабря: предстоит пройти три этапа процесса соответствия, каждый из которых будет тщательно изучен. Мол, WADA «не будет наивным, прямой веры российской стороне нет». То есть именно сейчас WADA уже занялось всесторонней проверкой: выполнило ли РУСАДА все условия восстановления? Если «да» – вопрос будет передан на рассмотрение в CRC (независимый комитет по соответствию). И, если эти прекрасные независимые люди согласятся, что все хорошо, то дадут рекомендации исполкому WADA.
Если же прозвучит где-то «нет», то статус несоответствия РУСАДА будет сохранен до тех пор, пока все условия не будут выполнены. (Кстати, условие соответствия РУСАДА есть сегодня и в локальной дорожной карте по восстановлению в правах Союза биатлонистов России.)
Позиция ясна. Даже – более чем. Как тут не вспомнить, что несколько лет назад в уже привычной для нас дорожной карте восстановления всех прав оставался только один пункт: передача электронной базы Московской антидопинговой лаборатории. Дальше – новый бан. Песня WADA хороша, начинай сначала.
По нынешним претензиям к российскому закону «О физической культуре и спорту», именно его имел в виду Банька, заявляя о критическом несоответствии, уже идет активная работа. Участники быстро собранного Круглого стола рекомендовали комитету Госдумы по физической культуре и спорту совместно с Минспорта рассмотреть вопрос необходимости внесения изменений в федеральный закон (в целях соотнесения с положениями Всемирного антидопингового кодекса).
Чтобы было понятно, о чем идет речь, например, статью 26.1. закона о спорте предложено дополнить положениями об «исключении вмешательства в деятельность национальной антидопинговой организации любой международной федерации, национальной федерации, организатора крупного спортивного мероприятия, национального олимпийского комитета, национального паралимпийского комитета или государственного органа».
А пока идет работа (Новый год – самое, конечно, удачное для нее время), у России, преодолевшей 17 декабря – несомненно, это очень хорошо! – теперь есть новая ключевая дата ожидания. До 7 января 2023 года все недочеты должны быть устранены.
Самое ощутимое, что сейчас произошло после снятия бана (но тоже не в полном объеме), так это возвращение на руководящие должности в спорте тех, кто был от них отстранен. И теперь может, например, вернуться на должность президента Международной федерации студенческого спорта (FISU) министр спорта Олег Матыцин. Но не вернулся: как делегировал свои полномочия швейцарцу Леонцу Эдеру, вице-президенту, так и оставил их пока у него же, уточнив, что может вернуться к президентству в любой момент, «как только сочтет необходимым».
А вот Петр Иванов, избранный в конце ноября 2020 года президентом Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), а затем временно приостановивший исполнение обязанностей, возобновил работу. И уже даже ведет переговоры о встрече с руководством Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics). Легкоатлеты ждут своего восстановления.
…Флаг и гимн у России на крупных стартах теперь, что называется, де-юре есть. А де-факто – пока нет. Рекомендации МОК – не пускать Россию, не звать, не использовать национальную символику – действуют. И даже в Азии, которая зовет наших спортсменов для прохождения квалификации на ближайшие Олимпийские игры в Париже, наш гимн не прозвучит.
Но если рекомендации будут сняты, а международные федерации так же дружно, как следовали советам по отстранению, начнут наших спортсменов возвращать, то запрета суда на гимн и флаг уже нет. И против этого WADA уже не попрет. А вот МОК, сняв рекомендации по недопуску, вполне может оставить запрет на национальную символику в силе. На Олимпийских играх в Пхенчхане-2018 именно такое решение организация во главе с Томасом Бахом и приняла.