Конечно, ждать от IBU хороших новостей нынче не приходится. Биатлонная семья еще в марте первой поспешила на помощь Томасу Баху после рекомендаций МОК о недопуске наших спортсменов к международным стартам. Тогда IBU и отстранил российских и белорусских биатлонистов от участия в соревнованиях, и приостановил членство федераций обеих стран. С чего бы теперь вдруг давать задний ход?
Слова Баха можно было бы даже цитировать, как слова главного миротворца. Должны, мол, показывать пример противостояния конфликтам и разделению людей, а не усиливать их. И «должны быть вместе, чтобы достичь нашей общей миссии». Поэтому и призывает он власти всех стран поддержать эту «объединяющую миссию мира и уважать автономность олимпийского движения». Если бы не одно «но»: неплохо было бы эту убитую уже не один раз автономность для начала возродить.
Еще глава МОК вновь повторил то, что несколькими днями раньше предусмотрительно озвучил официальный представитель организации Марк Адамс – признание МОК в дилемме. Она такова: отказаться от «гуманитарной миссии, которая объединяет весь мир на соревнованиях», невозможно, а единственный способ сохранить эту миссию – рекомендовать не допускать спортсменов к соревнованиям, «основываясь на их гражданстве».
Объяснение, почему МОК пошел на это, выглядит, мягко говоря, нелепо: Россию и Белоруссию убрали, поскольку правительства стран начали вмешиваться в дела соответствующих спортивных организаций, «решая, кого пускать в страну для участия в международных соревнованиях». Да еще и «оказывая давление на национальные олимпийские комитеты и спортсменов». А это – опять-таки нарушает целостность и честность международных соревнований.
Про «тяжелое сердце» во время принятия «защитных мер» этой самой целостности рассказал потом и Бах, лично повторив слова про отстранение «исключительно по причине гражданской принадлежности».
Кстати, в рекомендациях исполкома IBU для конгресса о продлении отстранения СБР еще был предложен один из вариантов возвращения наших спортсменов к международным стартам: дистанцироваться от конфликта на Украине. Президент СБР Виктор Майгуров намерен вместе с главой белорусского Союза биатлонистов направить запрос с просьбой объяснить, как это себе представляют в IBU.
В речи перед конгрессом IBU Томас Бах сказал, что не исключает возвращения россиян и белорусов на старты под нейтральным флагом. Что это был за выстрел? Пробный или для большей витиеватости. И попал ли он в цель? Шагнул ли Бах в сторону снятия рекомендаций МОК или пошел по проверенному пути, решив отдать все на откуп федерациям, сняв с себя и головной организации ответственность за дальнейшие события, судить еще рано. Очень туманно олимпийский чиновник выражается.
А споры о том, надо или не надо выходить нашим спортсменам на международные старты при таких условиях, преждевременны, поскольку никакого решения еще нет.
И все же немножко о том, что может стать после конгресса IBU потенциально хорошим при определенных обстоятельствах (после речей Баха и олимпийской компании приходится говорить столь же витиевато). Исполком Международного союза, это положение было принято на конгрессе биатлонистов, теперь обладает правом вводить или снимать санкции в отношении национальных федераций или конкретных лиц в чрезвычайных ситуациях.
Почему это хорошо? Конгресс – высший орган любой федерации. Решения, которые он принимает, может отменить лишь следующий конгресс, который IBU проведет только через два года. А между конгрессами теперь рулит исполком. И IBU может сохранять защитные и превентивные меры до тех пор, пока этого «в соответствии со здравым смыслом» требуют обстоятельства. Меры могут быть «частично или полностью отменены в кратчайшие разумно возможные сроки с учетом развития обстоятельств».
Исполком обсудит на ближайшем заседании и вопрос сохранения российскими и белорусскими биатлонистами квот Кубка мира. Зимний сезон команды пропустят, а это потеря квот. На данный момент у наших спортсменов по пять человек у мужчин и женщин.
Хороших надежд по поводу продления отстранения наших биатлонистов никто не лелеял. Но, как говорит тренер мужской сборной Юрий Каминский, Россия потеряла международные старты, зато можно использовать это время для подготовки резерва. «А вот это уже зависит от нас – тренеров, спортсменов, руководства – напрямую».